Category:

Как научить внука читать стихи со стула

Вопрос детям 50 - 60-х: кто ненавидел читать со стульчика про ёлочку?
А потом заикался у доски, смущался гостей, позже проглатывал язык, когда надо было высказаться прямо и решительно, только кипел внутри? 

Наши бабушки-дедушки еще помнили, что "стульчик" зачем-то нужен. Но помнили не всё. Важная деталь выпала  - со стулом нужно репетировать!

В классической литературе, в мемуарах найдем объяснение, что это было, как девочку "из хорошей семьи" учили выходить к гостям — как себя держать, куда смотреть, куда девать руки (по памяти, без ссылок: "руки изящно перед собой ладонь в ладонь лодочкой, легкий поклон, взглянула на "предмет", наискосок в верхний угол комнаты, опустила глаза, и так по кругу"), раз за разом, пока не начинало получаться легко и естественно.

Есть, разумеется, ребята другого склада, которые при первой возможности с удовольствием заберутся на трибуну, стихов не вспомнят, так на ходу придумают. Даже в одной семье бывает, что все  разные. У каждого свои достоинства. А скованность можно преодолеть предварительной репетицией.

 И для запоминания стихотворных строк, если они никак в голове не укладываются, есть специальные приемы.

Ох уж этот Маршак!

с его "В декабре"!  До чего тяжеловесные строки, плохо ложатся на язык, шуршат гравием, громоздятся булыжниками. (Однако в наше время считались свежими-современными - не всё ж Пушкина читать.) 

Вот на них и потренируемся.

Если выпал иней  — не пропустите удачный момент познакомиться с началом стихотворения.  (У южан иней разве что в морозилке и на картинках :) 

Подход первый: 

— Ставьте ударения и восклицательные знаки - по своему разумению, как вам легче будет исполнять. От постановки логического ударения зависит смысл, "что хотел сказать автор", относительно этого существуют канонические представления, но вряд ли это касается детских стихов, да и серьезные произведения каждый артист раскрывает по-своему.
Главное — продуманно. Работа с текстом — ключ к запоминанию. 

В декабре, в декабре (подкрадываемся, с заговорщицкими интонациями)
и - заявляем: Все деревья в серебре!!

На первый раз хватит и двух строк, главное - с пионерским задором с выражением!

Внука постарше учим - исполнять, декламировать, а не бубнить "наотвяжись". Играем в театр: 

Нашу речку, словно в сказке, (растягивая, повествовательно, будто в начале стоит "А ты знаешь..?")
За ночь вымостил Мороз!! (- ах, вот оно что!)
Обновил коньки, салазки,  
Елку из лесу привез! (Разбор полётов - что за "салазки"; считаем что «Мороз»  с большой буквы, не заморачиваясь, как это "мороз" что-то привез;
с трудом понимаемое "обновил" следует проработать, иначе первым вылетит из головы в нужный момент. — Прежде так говорили "обновляет путь". Для малыша проще - "приукрасил", инием покрыл, сверкают как новенькие.)

Ёлка плакала сначала (немножко растерянная интонция, без драматизма)
От домашнего тепла...
Утром плакать перестала, (на подъёме)
Задышала, ожила!

Хватит на первых порах, гостям не терпится к столу )
Но если есть драйв, то и дальше в таком же духе.

Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют — двенадцать раз.

Не запоминается даже с интонациями?
Ну тогда есть "кроки", подсказки-закорюки, в стиле «палка-палка-огуречик». 

Подход второй:

Иллюстрируем не сюжет в целом: "рисунок по произведению" - ничего не даст. Нужны зацепки к каждому  слову, последовательно.
Чем более лаконично-схематично, тем лучше.
Фишка в том, чтобы чертить "иероглифы" в процессе, поясняя что к чему: «волшебная палочка обозначает — в сказке,  мост — вымостил, стрелочка на колесиках  привез»;  ребенок до символической записи может не додуматься, примется именно за рисунок, надо помогать. Похоже-не похоже  не важно, лишь бы самим понятно было, что тут накарябано.

- даже  если кто-нибудь увидит, ничего не поймет, но и шпаргалку можно запомнить, и для этого есть способы.

Мнемонику ругают, опасаясь, что она заменит нормальное понимание на исковерканные ассоциации.  Но любую технику нужно  применять правильно — сначала разбор текста с подробным обсуждением,  а вспомогательные приемы — если реально никак не запоминается: лучше с «иероглифами», чем со слезами и «через-не-могу»:

Есть еще время неспешно подготовиться )


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →