Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Categories:

❦ День Сотворения Мира и другие Новые Годы

finik



[Раскрыть и читать]
http://severia.informe.com/forum/forum-f60/topic-t300.html

В израильском календаре четыре Новых Года.
Отмечаются два из них - Рош-а-Шана ("голова года")
и симпатичный, хотя и не выходной, февральский - Ту-би-Шват - "новый год деревьев".

Есть еще малопримечательные летний "новый год" для скота и весенний - для религиозных подсчетов
(некоторые обряды должны исполняться раз в год, вот для них это точка отсчета, годы правления царей от нее же отсчитывались).

Сказано в Торе (в Писании): "В седьмой месяц, в первый день месяца, пусть будет у вас покой,
напоминание о трубных звуках, священное собрание..."
Первый день нового года, в седьмой месяц? - Да, так вот, именно потому, что ритуальный год начинается в марте.

Запутано? Пожалуй не особенно - ну вот есть же, например, отдельно - новый учебный год, 1-е сентября.
(В Израиле до недавнего "первый школьный день" никак не отмечался, ни малышей с букетами,
ни праздничных линеек - сразу в класс и на урок. Последнее время, правда, в некоторых школах
проводится что-то вроде торжественных собраний, руководство школы обращается с речами к ученикам их родителям.)

Самый пышный праздник, конечно, Рош-а-Шана, главный Новый Год в честь Миротворения.
(точнее, счет лет ведется - от Адама и Голова Года соответствуе шестому дню творения)

Хотя в деловых отношениях в Израиле принято обычное, современное летосчисление,
но наступление нового финансового года первого января за праздник не почитается,
по умолчанию не приветствуется. (Не, не запрещено дома отмечать как угодно,
и некоторые туристо-ориентированные магазины украшаются, но в целом о праздничности ничто не напоминает.)

Рош-а-Шана - общее веселье: и религиозная и светская часть страны празднует с удовольствием.


Рош а-Шана - не просто праздник, это также и день, в который Б-г оценивает поступки людей
и записывает их в Книгу Жизни, определяя судьбу в будущем году. «Да будешь ты записан
на добрый и сладкий год, и запись эта пусть будет скреплена печатью!» — так звучит традиционное праздничное пожелание.



В новогоднее утро после чтения Торы трубят в шофар, бараний рог, звук которого
символизирует призыв к покаянию и обращение к Б-гу.
После полудня наступает время обряда ташлих — идут к близлежащей реке и выворачивают
над водой карманы, символически освобождаясь от старых грехов и ошибок.



Праздничное угощение, которое присутствует на каждом столе, — яблоки и мед:
чтобы наступающий год был хорошим и сладким. На праздничной трапезе принято подавать халу
(олицетворение достатка и полноты), фаршированную рыбу (обязательно с целой рыбьей головой,
чтобы быть в голове, а не в хвосте всех радостных событий) и порезанную кружочками морковь (напоминающую золотые монеты).



Любопытно стало, а когда по христианским канонам "День Сотворения мира" ? Набрала запрос между делом -"день сотворения мира, церковный календарь"-"день творения, церковные праздники"-"христинские праздники".. Не тут-то было.
Ни разночтений, ни разобоя в трактовках. Православный календарь вообще ничего на этот счет не говорит, хотя довольно подробен - освящения храмов, явления икон поминаются. Католические тоже ни гу-гу.
Прочие старозаветные, нескрываемо заимствованные, праздничные уложения благополучно присутствуют - напр. "день дарования Торы" (Пятидесятница), а тут такое примечательное событие и вдруг молчок.

Нашлось случаем только косвенное соответствие - четырнадцатого сентября по православному канону - новолетье для церковных отправлений.

Совершенно неожиданно искомый ответ обнаружился на странице новостей:
« 23.08.2009 1:46:42
Христиане Австрии отпразднуют 1 сентября День творения.
Впервые христиане разных конфессий соберутся 1 сентября на экуменическое богослужение в честь Дня Творения. С предложением ежегодно праздновать 1 сентября как День творения - "день благодарения за великий дар творения и молитв о его сохранении и спасении” - выступил Вселенский Патриарх Димитрий I. (Для конфессий, живущих по юлианскому календарю - 14) »

Только на третьем тысячелетии сподобились? Чудны дела богослужебные.

АПД.
[О новогодней истории доктор исторических наук, профессор Н.Д. Капризов:]

"На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, — последние шесть месяцев заключали зимнее время.
Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.

Вместе с христианством, то есть после Крещения Руси (988 год) на Руси появилось и новое летоисчисление — от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора - считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. (Разночтения присутствовали в переводах Ветхого Завета - латинском и греческом, позже признали, что в греческом( византийском, с которого делался славянский) варианте Семитолковника имелись искажения, по сравнению с источником; день Сотворение мира очутился в марте .
В оригинальном Тексте день творения Адама, несомненно приходится на начало осени. Соборы разбрались в конце концов и утрясли между собой датировку.)


Но с введением нового Нового года оказались связаны весьма серьезные неприятности для большинства населения. Ведь к 1 сентября великим князем велено было заплатить дани, пошлины, различные оброки и т.п.
К такому варианту "праздника" подданные великого князя отнеслись резко отрицательно, и сентябрьский Новый год долго не был популярен в народе. Уплата податей и оброков как-то не соответствовала праздничному настроению.

Однако Петр I изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от Сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. Но новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Р.Х."

Т.е. надо было искать светские источники.
"Истории календаря", пересказываемые на "познавательных" страницах зачастую повторяют современную церковную трактовку,
где былой первосентябрь выводят из некоего "праздника урожая", традиций древнеримского инвентарного года,
а прежнее ортодоксальное новогодье и летосчисление от С.М., бытовавшее в допетровскую эпоху, остается затушеванным


"Проведение в жизнь реформы, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил народу, который толпами хлынул на Красную площадь, что царь именном указе постановил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век. ..впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова"».

Известный сподвижник Петра, Российский Златоуст, Феофан Прокопович для объяснения перемены спрашивал "пономарей и апостатей", недовольных этим "погублением лет Божиих": "Что приличнее и честнее есть? праздновати ли новолетие на память даней и податей, от Константина наложенных, или тогда, когда празднуем пришествие в мире Сына Божия, Им же мы от долгов вечных и от уз нерешимых свободимся?" И далее большим учёным авторитетом разъяснял:

"От начала Христовой церкви ни пастыри, ни прочие христиане в посланиях и деяниях своих не писали числа лет ни от сотворения мира, ниже от Рождества Иисуса Христа, но именами настоящих (современных) римских консулов означали время. Только в шестом веке в римской церкви начали означать время от Рождества Христова, а в греческой за полторы тысячи лет не означивано и недавно означати стали, и то ещё не повсеместным обычаем. Что же теперь скажете, слепые хронологи? Какая мечтаете лета Божии? И кто и где непреступно означати оная узаконил? И кто и когда новолетие привязал к сентябрю? Привязано было, ведаем, но не крепким союзом. Силён же другой обычай и разрешити союз тот, кольми же паче силен есть устав монарший" "

Ну действительно, что там "союз" предписаный автором Творения перед монаршим уставом.

Это отечественная истоия. Относительно западной таких подробностей в русскоязычных источниках нет, но логично предположить, что прежнее "начало координат" (а с ним впридачу и Судный день) точно так же затерли в процессе продвижения новой системы летоисчисления.
И только теперь, когда принятому календарю уже ничего не угрожает, начинают потихоньку нарушать "заговор умолчания", упоминать День Сотворения мира и даже библейский Праздник шалашей.



◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘ ◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘

[Сегодня: 4. Сент., 2013 | 29. Элул, 5773 г. Тонкости традиции]
В иудейской религиозной традиции с Рош hа-Шана начинается десятидневный период - «дни трепета» (йамим нораим), который завершается Йом Кипуром - днем всепрощения, искупления.
В Рош hа-Шана происходит ежегодный Божественный суд над всем миром в целом и над каждым человеком в отдельности. У нас есть 10 дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Лишь после Йом Кипура Божественное решение окончательно утверждается - "скрепляется печатью", и таким образом определяется наша судьба на ближайший год.
Большинство календарей народов мира этот счет ведут от какого-то исторического события, и начало нового года при этом связывается с празднованием некой даты. В еврейском календаре счет лет ведется от Сотворения мира.
Рош hа-Шана считается началом нового витка в мировом круговороте. Рош hа-Шана - праздник Сотворения мира, мы ответственны перед Богом, который дал нам возможность жить и существовать. Поэтому этот день, Рош hа-Шана, праздник Сотворения мира, является также днем Божественного суда, регулирующего глобальную справедливость сотворенного мира.




В европейском мировосприятии конец старого года и начало нового - это один момент, полночь с З1 декабря на 1 января.
Ровно в момент боя часов на Спаской башне весь народ ощущает окончание старого года и наступление нового.
Еврейское восприятие конца старого и начала нового года, однако, совершенно иное. В восприятии Торы "начало года" - это не момент и даже не день (и не два дня). Начало года - это целый месяц, включающий праздники Рош hа-Шана, Йом Кипур и Суккот, и эти праздники - все вместе, как единый комплекс, являются концом одного года и началом следущего.
Тора (Исход З4:22) называет "поворотом года" не сам день Рош hа-Шана, но и все осенние праздники, от Рош hа-Шана и до Суккота. Суккот, вплоть до Симхат Тора, является, таким образом, не первым праздником наступившего года (хотя "формально-календарно" он, конечно, относится уже к нему), но последним, завершающим, праздником года предыдущего.
Еще подробности: http://www.evrey.com/sitep/rosh/

Рош-ha-Шана - празднуется в день Сотворения Адама, т.е., начиная с Шестого дня Мироздания.
Почему сейчас наступает именно 5773-й год от сотворения мира? Как вычислили начало?


◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘ ◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘


mielo


"Земля, текущая молоком и мёдом" - говорят о достатке и благоденствии (аналогично "молочным рекам, кисельным берегам").
Хотя высказывание подразумевает изобилие финикового мёда, украшать стол и подарочные наборы
ныне предпочитают обычным пчелиным.

Этот мне на работе подарили -

mielo



◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘ ◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘


На иврите для финиковой пальмы есть отдельное название - тамар (а сами финики - тмарим; пальма вообще - «декель»).
Имя Тамара отсюда.

mielo

Роскошный урожай по соседству

mielo


mielo

Падают финики на тротуар, никто не собирает

mielo



mielo

Наша юная тамар только несколькими скромными гроздьями может порадовать.
Еще совсем зеленые, едва зарумянились


mielo

Главный поедатель недозрелых фиников (дочкин пёсик)


◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘ ◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘◘


mielo



mielo


Лешана това тикатеву!




Flag Counter
Tags: "основнойвопрос", #природнаясреда, Наши_праздники, Рош-а-Шана_Голова-года
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 120 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →