fotovivo

Categories:

Откуда взять энтузиазм

Для учебы. Языков в первую очередь. Переношу статьи с сайта Park E-to.

#3   М н е м о т е х н и к а   -   у ч е б а   б е з   п е р е г р у з о к


Поговорим об энтузиазме

Насколько легко и споро идет работа, когда мы полны вдохновения: набрасываемся на новый предмет и сходу основательно продвигаемся вперед - на несколько уроков, если речь о языке; может быть даже пол-учебника удастся одолеть с налета. Но рано или поздно первоначальный задор угасает, ставшая привычной работа превращается в рутину, и продвижение замедляется, вплоть до того, что и вообще останавливается. Предмет, который мы начали изучать самостоятельно, для собственного удовольствия, кажется бессмысленным продолжать через силу, хотя и оставлять не хочется - все-таки результаты какие-то есть, время потрачено. Получается как чемодан без ручки - и нести тяжело и бросить жалко.
Kак же быть?

Отчасти решить проблему призван мнемотехнический подход - эффективные приемы запоминания позволяют на первой волне энтузиазма освоить язык настолько, что бы начать читать на нем, хотя бы адаптированные тексты (а в случае эсперанто и вполне серьезную литературу). Чтение разнообразных текстов - предпочтительный метод освоения языка, который состоит не просто из слов, а в значительной степени из устойчивых конструкций (в русском это не только фразеологические обороты типа "бить баклуши" или "лезть на рожон", но и "заострить внимание", "обратиться с просьбой", "убить время" и т.п. В любом языке их масса; есть языки, где таких оборотов гораздо больше, чем в русском.)
Полные сборники таких фраз с переводом и комментариями не всегда доступны (десятки томов понадобились бы, описать все эти "поднять вопрос", "сдавать позицию"), да и зачем читать нудные списки: любое литературное произведение - готовый сборник употребительных оборотов, еще и в контексте. Читаем, привыкаем - "впитываем язык".

По учебнику можно усвоить только основы, настоящее овладение языком начинается при его использовании - чтении, или, при возможности, живом общении (сейчас его свободно можно найти в интернете).

"Букварный период" желательно пройти насколько можно быстро, пока не угас энтузиазм вызванный новизной предмета. (Браться за книги, не зная букваря, как мы обсуждали в предыдущем выпуске - это не чтение, а разгадывание ребусов и подходит далеко не всем; однако стоит попробовать - а вдруг).
Подогреть интерес можно и сменой учебника: лучше заниматься чередуя несколько разных - у каждого автора свой подход, у всех найдется что-либо полезное, что недопоймешь в одном пособии, прояснится в другом.

Интересная цитата из психолога Н.Козлова, касается уже не только изучения языка, но и вообще любой деятельности: "..Мы почти всегда достигаем цели, всегда! Но не той, что объявлена (пусть в мыслях), а тайной, настоящей нашей цели. То, чего мы действительно всей душой хотим, того мы и достигаем.
Например, мы говорим себе: моя цель получить образование - на самом же деле мы просто хотим кончить школу с хорошими отметками в аттестате. А это не одно и то же, хотя и близко!
Или на самом деле тайная наша цель состоит в том, чтобы тратить на занятия как можно меньше сил и времени.
Человек достигает того, чего он действительно хочет, но он не может достичь двух цепей сразу, даже если они и близки между собой. Из двух целей "хорошо окончить год" и "весело провести год" можно добиться любой, но только одной из двух: или первой, или второй. Дело в том, что для достижения каждой цели возникает или создается людьми специальная система, предназначенная для достижения именно этой цели. Настроимся на бездельное провождение времени и весь организм переключится на эту цель. Нас будет постоянно клонить ко сну, станет невыносимо трудно вставать по утрам, любой учебник будет вызывать отвращение.
Настроимся на деятельную, бодрую жизнь и нам будет достаточно пяти-шести часов сна, все будет кипеть в руках и даже минутное безделье будет причинять страдание. Организм перестроился, система чувств, воли, желаний подчинилась цели. Организм сам подлаживается к желанной цели, нам надо только сильно хотеть чего-то и не хотеть в то же самое время чего-то другого!..Не будем жаловаться на волю, отбросим эти пустые разговоры.. Если что-то не получается? Значит, произошла незаметная подмена цели. Научимся направлять свою волю к цели, то есть точно определять цель - научимся хотеть .."

Т.е на учебу нужно настроится. Может быть вам помогают какие-нибудь релаксационные методы, самовнушение, хотя такими вещами, что бы они удавались, тоже нужно серьезно заниматься.
Что еще можно предпринять? Как мы поняли: главное захотеть и все получится.
Но как захотеть? Вот вопрос!

"Подмена цели", которая порой "играет с нами злую шутку" (вот опять речевой оборот :)) может в этом деле помочь.

Захотеть заняться алгеброй? - действительно непросто.
А может тогда направить желание на что-нибудь другое?
Отдаленные преимущества хорошей успеваемости не всегда помогают загореться энтузиазмом, можно попробовать цели более близкие.
Ну, например, выучить и вызваться отвечать самый заковыристый параграф: "то-то все удивятся!".
Попробуйте позаниматься с кем-то, кто начал позже вас или младше - на курс, на класс. Иногда, помогая другому и сам лучше вникаешь в вопрос.

Еще цитата, из I.Franka:
" Начну с притчи. Русские спортсмены как-то узнали, что в Тибете есть монастырь, где монахи во время одного своего религиозного праздника пробегают 80 километров. Спортсмены заинтересовались этим достижением и послали делегацию - перенимать опыт. Монахов попросили продемонстрировать свое искусство. Тибетцы сначала не поняли, чего от них хотят. Зачем бежать, когда нет праздника? Ведь обычно они бегут к месту, где проводится праздник. Но гости настаивали. Пришлось согласиться на это бессмысленное дело. И побежали. И видят наши спортивные деятели: вот один монах бежит, бежит - и вдруг садится на обочине, тяжело дыша, потом другой. Подходят и спрашивают: "Что же ты сидишь? Ты ведь и километра не пробежал?" А он отвечает: "Устал". Простой восточный человек. Устал - сел отдохнуть. Не понимает, что можно бежать без цели, а лишь на время и расстояние - ради самого бега.
Одним словом, никто ничего не пробежал, все сошли с дистанции. Делегация уехала ни с чем. А потом опять был этот буддийский праздник, и опять монахи побежали к месту праздника, и все без труда пробежали эти 80 км. А все дело в том, что они ведь не считали километры и не засекали время. Они думали о другом. Бег к месту праздника для них есть часть праздничного обряда. Они бегут, скажем, вдоль озера, держат руки за головой и читают определенный набор молитв. Потом огибают гору, читают другие молитвы, держат руки еще как-нибудь по-другому. И так далее. Вот они и не устают. Бег для них - средство, а праздник - цель.
Какое отношение имеет эта история к освоению языка? Самое прямое.
Вы начинаете читать текст учебника - и сразу чувствуете усталость, как тот монах, что сел на обочине, не пробежав и километра. Почему? Вы ленивы?
Нет, вы не виноваты, это нормальная реакция человеческой психики. Ведь язык, как и бег, средство, а не цель.
Когда вы что-либо читаете, вам должен быть интересен не язык, а содержание текста.
О языке вы при чтении забываете. Текст учебника же составлен так, что язык в нем - цель, а содержание - средство, постольку-поскольку. Поэтому ваша усталость и нежелание читать такой текст - защитная реакция психики на попытку вторгнуться в нее и перевернуть все вверх дном.

Еще пример. Вы преподаватель, перед вами группа. Вам нужно, чтобы вот этот человек сейчас встал и прошелся по комнате. Вы можете его попросить: "Встаньте, пожалуйста, и пройдитесь по комнате". Он выполнит вашу просьбу, но ему будет неловко, что и отразится на его походке.
Однако вы можете сказать и так: "Будьте так добры, откройте, пожалуйста, дверь". Результат будет тот же: он встанет и пройдется, но при этом будет чувствовать себя совершенно естественно, раскованно. Во втором случае открывание двери цель, встать и пройтись средство. В первом же случае встать и пройтись превращается в цель, в самоцель, но это противоестественно. Это средство, потерявшее свою цель, средство, которое насильно заставляют быть целью.
Мы пользуемся языком не на уровне значения, а на уровне смысла. Только круглый идиот может, выйдя на улицу, называть то, что видит: "Дерево растет. Оно большое. Это береза. Листья зеленые. Кошка бежит к дереву. Кошка серая. Она бежит быстро" и т.п. Вы узнали, конечно, стиль традиционного учебника.
Беда традиционного обучения в том, что язык дается как самоцель, а не как средство. Поэтому чтение или аудирование, предлагаемое вам, должно быть прежде всего интересно само по себе, а разговорный язык нужно осваивать в живом ситуативном общении.
А вот самый важный совет: язык надо учить интенсивно.
Занимайтесь регулярно и часто, желательно каждый день. Эффективнее заниматься 5-6 раз в неделю по 1,5-2 часа, чем раз в неделю 10 ч подряд. Если какой-то день "выпадает", постарайтесь уделить языку хоть полчаса. Немцы говорят: Wer rastet, der rostet ("Кто останавливается, тот ржавеет"). Когда уровень приближается к среднему, можете сократить частоту до 2-3 раз. Лишь на продвинутом этапе позволительны еженедельные уроки.
Приведу два сравнения. Первое: язык - груда кирпичей. Вы постепенно берете из нее кирпичи и аккуратно складываете в другом месте. Когда вы выберете все кирпичи - язык выучен.
Второе сравнение: язык - это ледяная горка, на которую вам нужно взбежать.
В первом случае (груда кирпичей) язык предстает как определенный объем материала, как учебный предмет, как самоцель. Вы его постепенно выучиваете - причем совершенно неважно, в каком режиме, с какой интенсивностью: главное, нужно перебрать все кирпичики. Если 100 кирпичей, то 100 занятий. Неважно, каждый день или раз в неделю. Это неверное представление.
Во втором случае (ледяная горка) важна интенсивность. Забежали быстро на горку - все, язык ваш. Если нет - будете все время съезжать. Результат 100 занятий может быть равен нулю (и тут уже вообще не играет роли количество занятий - раз вы скользите на одном месте). Можно тысячу раз нежно прикоснуться к закрытой двери - и она останется закрытой. А можно, сложив воедино все эти усилия, один раз грубо толкнуть ее - и она откроется.
Язык не изучают как какой-либо объем материала, к языку привыкают - привыкают им пользоваться. Поэтому я стараюсь говорить "освоить язык" сделать его своим, а не "учить язык". Здесь нужно соблюдать определенный режим - подобно тому, как при спортивных тренировках или лечебных процедурах. Поэтому прежде чем приступить, подумайте, сможете ли вы уделять языку хотя бы 2 часа ежедневно. И не только уделять время, но и развернуть в эту сторону свою душу, сделать так, чтобы язык стал частью вашей жизни? До языка ли вам сейчас? И не говорите: "Да, времени, конечно, маловато, Но хоть понемножку, Все же лучше, чем ничего" В том-то и дело, что не лучше. Вы просто будете буксовать на одном месте. Зато можно осваивать язык этапами, циклами. Например, месяц или два - интенсивно, погрузившись с головой, месяц - перерыв.
Освоение языка нельзя растягивать. Язык нельзя выучить за 8 лет (обычный срок бесплодного изучения языка: 6 лет школы плюс 2 года вуза - и ноль на выходе), но можно выучить за год. Если вы начали учить язык и забросили - всё быстро забудется, выветрится. Если вы уже освоили язык, то он не забывается, удерживает сам себя. При перерыве ослабевает лишь разговорный навык, но и он быстро восстанавливается с новой практикой.
Вы немножко запустили язык, и вам хочется его повторить перед тем, как начать новое погружение, новый цикл. Пройти еще раз всё сначала. Не делайте этого!
Во-первых, это скучно. (Скука же - показатель того, что вы идете неверным путем).
Во-вторых, язык не имеет начала и конца: он не линейка, а шар. Поэтому нужно все время стараться схватить его в целом: не изучить, а привыкнуть. Иначе забуксуете.
Чем повторять зады, лучше бежать вперед. Тем самым вы и зады повторите (так как имеете дело с шаром).
Нет людей, не способных к языку. Это же не музыка. Вы по-русски говорите? Значит, с мозговыми центрами, отвечающими за язык, у вас всё в порядке. Возраст также не играет роли. Это всего лишь распространенный предрассудок, что язык нужно учить в детстве. Большинство людей выучивает язык во взрослом возрасте. Никаких возрастных ограничений здесь нет. Главное не бояться прыгнуть в воду."

И, в заключение, метод доктора Леви, помогающий в безнадежных случаях.
Способ на первый взгляд весьма странный, но работающий. Если вам нужно раскачаться на какое-то дело, к которому и "руки не лежат" и "с души воротит" - проделайте следующую процедуру: плюньте на это дело, лягте и расслабьтесь, искренне позвольте себе его не делать: "будь что будет, конец света же не наступит". Успокойтесь, а потом начинайте усугублять: изо всех сил заставляйте себя НЕ-ХОТЕТЬ заниматься этим самым делом, сосредоточьтесь на своем нежелании и постарайтесь его насколько можно усилить. Организм наш устроен так, что не выносит насилия и "норовит действовать вопреки". Ощущайте усиленное НЕ-ХОТЕНИЕ не отвлекаясь в течении десяти-пятнадцати минут и когда после этого вы выйдете из процедуры, почувствуете если не прилив энтузиазма, то отвращение к предстоящей задаче разительно уменьшится.

Следующий раз поговорим о том, как пробудить интерес к занятиям у ребенка.

Начало — в предыдущих выпусках: 1 и 2 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →