fotovivo

Categories:

Техника запоминания и повторения


Повторение: как, когда, сколько ?


Повторение, как мы слышали, мать учения.
Следует ли из этого, что для успешного запоминания требуется как можно больше повторений?

Наверняка всем знакомы анекдоты на тему "всю дорогу повторял, под конец споткнулся и все забыл". С кем не случалось: продиктовали номер телефона, пока ищешь на чем записать – пытаешься повторять его про себя, но стоит в этот момент на что-то отвлечься и всё уплывает из сознания.

Само по себе повторение еще не гарантия запоминания.

Однако также хорошо известно, что то, к чему мы возвращаемся время от времени, более прочно запечатлевается, чем просмотренное один раз и заброшенное. Народная мудрость, конечно, не ошибается - повторение необходимо для прочного запоминания.
Но – осознанное повторение, а не механическое бездумное проговаривание – оно нам никак не поможет, хоть сотню раз просматривай-перечитывай (вы запомнили адрес "вентиляторного завода", куда ежечасно призывала обращаться первая реклама на русскоязычном ТВ?) ㋡
Все мы отлично знаем, испытав на собственном опыте: что бы что-то запомнить, нужны железобетонный зад и усилия, порой значительные.

Как сделать, что бы усилий потребовалось меньше? А процесс заучивания был в радость.
– Такое вообще возможно? Допустим, "фотографические запоминатели" незаметно для себя усваивают информацию, но чтобы зубрить с удовольствием?..
– Возможно. Мнемотехника – это не механическая долбежка, а творческий процесс. Радость творчества вместо нудного повторения – в этом весь фокус. По чужим лекалам метод не работает или работает плохо, так что зубрить "опорные сигналы" вместо "неправильных глаголов" - не придется. Есть лучший путь. Вернемся к нему позже.

Как не забыть выученное?

Начнем с конца - поговорим о том, как сохранить в долговременной памяти то, что мы уже, тем или иным образом, выучили.

Повторение необходимо, но оно должно быть активным – повторение-припоминание, а не дополнительное перечитывание или прослушивание.

Сейчас широко известны исследования, подтверждающие, что мозг помнит все, с чем когда-либо встречался. Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда по случайной ассоциации, какому-нибудь запаху или звуку, пробуждались воспоминания о, казалось бы, давно забытых событиях. Трудность в том, что бы извлечь информацию в нужное время.
Активно повторяя, мы именно в этом и тренируемся - припоминать данную информацию: как бы сообщаем своей памяти: что вот эти сведения должны быть под рукой и вызываться по такому-то запросу.
Т.е чтобы по команде «Стихотворение Тютчева на завтра» всплывал текст «Осень наступила…», а в ответ на требование «Электорофизические свойства ферромагнетиков» в сознании появлялся текст соответствующей главы.
Повторяя, мы укрепляем связь между запросом и хранящейся в памяти информацией. По «накатанному пути» вспоминать с каждым разом становится все легче.
Итак, мы с большими или меньшими усилиями запомнили учебный материал. Какой наиболее эффективный режим его повторения, для полного закрепления в долговременной памяти?
Издавна известен бабушкин совет: зубрить надо на ночь, переспав с выученным уроком, повторить его утром.
Предрассудок?
Оказывается данный способ имеет под собой психологические основания (что нередко происходит с открытиями в области психики, если покопаться, то что-то подобное очередной находке можно обнаружить в народной мудрости).

Существуют определенные, научно обоснованные рекомендации как распределять повторения:
Психолог Г.Эббингауз установил, что большая часть информации "теряется" сразу после заучивания, а с течением времени доля забытого становится все меньше. Вот как не странно: "в одно ухо влетело, в другое вылетело" - главная дыра в памяти, а то, что между ушами застряло, таки имеет хорошие шансы сохраниться.

Конспективно:
Чтобы запомнить что-либо надолго, понадобятся как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй - через 20-30 минут, третий - через день, четвертый - через неделю.

Допустим вы выучили список слов или стихотворение настолько, что смогли не сбиваясь повторить его сначала до конца – после первого воспроизведения обязательно нужно прерваться и отдохнуть; повторение текста еще и еще раз «что б наверняка», не только не способствует прочности усвоения, но и мешает механизму памяти.
Повторите выученное не ранее, чем через десять минут.
В течении этих минут мозг не должен быть занят закачиванием нового или мысленным обращением к только что изученному материалу - это помешает процессу запоминания.

Существует не менее десятка теорий, которые объясняют положительное влияние паузы на запоминание информации. Наиболее убедительно обоснование, данное Мюллером и Пильцекером, которое заключается в том, что "Именно наличие такого процесса, как неосознанное повторение, значительно увеличивает время жизни информации в кратковременной памяти (до 24-30 часов). Но именно этот процесс и мешает осознать чрезвычайно маленькую мощность этого вида памяти, в результате чего мы безжалостно нагружаем ее сверх меры. Если период повторения больше 20-30 секунд, то есть информации слишком много, то через некоторое время часть ее стирается."
– Вывод: не так уж и мало можно проговорить за двадцать секунд: басню, стихотворение, большой абзац текста. Но целую поэму или доклад целиком с наскока не получится - между заучиванием фрагментов нужны паузы.

– Вот, кст и объяснение «бабушкиного метода»: во время сна мы можем избежать обдумывания предмета, над которым корпели при заучивании – и не мешаем памяти заниматься своим делом. Хотя отвлечься на другую деятельность, такую, чтобы руки нагружать, а не голову - тоже не плохо.

Второй, третий, четвертый и пятый просмотры должны проводиться через возрастающие интервалы времени.
Второй - через день, третий через неделю, четвертый через месяц, а пятый через четыре месяца.

Соответствующие выводы сделал психолог Пьерони из простого эксперимента, в котором предлагал испытуемым запомнить ряд из 18 ничего не значащих слов (что бы исключить влияние прежних знаний). Затем он исследовал, сколько раз испытуемые должны были повторять список через различные промежутки времени для того, чтобы его запомнить.
Приведем полученные данные в таблице:

Длительность паузы30
сек.  
1
мин.  
2
мин.  
5
мин.  
10
мин.  
20
мин.  
24 ч.   48 ч.  
Количество повторений,
необходимых для закрепления
слов  
148754448


Как видим, если начать повторять ряд слов через 30 секунд после первого запоминания, то приходится 14 раз подглядывать, прежде чем они вновь запомнятся. Но если повторения возобновить через 10 минут, в течение которых мы не будем получать какой-либо информации, то число заминок составит всего 4 (следует учесть, что эти цифры относятся к бессмысленному материалу; при заучивании реальных слов, повторений меньше, но пропорции примерно сохраняются).

В отрезке времени от 10 минут до 24 часов процессы стабилизируются и информация в кратковременной памяти перестает зависеть от внешних факторов. Следовательно, в этот период возможно как изучение новой информации, так и повторение старой. Через 24 часа число необходимых повторений начинает возрастать и достигает 8 через 48 часов. Это значит, что мнемонические процессы начинают терять свою энергию. Поэтому через каждые 24 часа необходимо повторение ранее изученных слов (что, впрочем, известно и без опытов).

Сколько отдыхать мы теперь знаем, а сколько времени нужно тратить на запоминание, чтоб это было эффективно?

Опыт показывает, что оптимальное время обучения от 10 до 45 минут, в зависимости от сложности материала и от того насколько мы в нем заинтересованы ( энтузиазм прибавляет выносливости – об этом то же есть народная мудрость : «Охота - пуще неволи» ).

Из рекомендаций психологов следует, что если вы попытаетесь неустанно зубрить материал без остановок в течении двух-трех часов, то толком запомните только первый и последний эпизод. Разбив время занятий на более мелкие периоды, вы получите больше таких «первых и последних эпизодов» - процесс усвоения станет эффективнее.

Отрезки учебного времени должны быть достаточно длинными, что бы мозг мог войти в ритм, но не успел утомится и устроить себе серединную паузу.
Вы можете подобрать для себя удобный режим занятий исходя из самоощущений: слишком через силу много не запомнишь – "Во всем нужна сноровка-закалка-тренировка"
Набравшись мнемонического опыта, первое повторение можно опустить и переходить сразу ко второму через 24 часа.

Исключительно важным является последнее повторение. Прозанимались два-три месяца, на волне энтузиазма вы существенно пополнили запас слов (если учите язык), осталось сделать завершающий шаг, иначе все потраченные усилия пропадут зря. Заключительное повторение через месяц после запоминания необходимо, чтобы систематизировать знания; некоторые выражения, которые не присутствуют в повседневном обороте, начнут забываться, если их не закрепить завершающим повторением. Знакома ситуация: бодро стартовал и хорошо продвинулся и вдруг будто бы башня из кубиков стала рассыпаться – всё смешалось, старое путается с новым?
Чаще всего это как раз и происходит в критический период – спустя четыре месяца. Мы просто не сделали завершающий шаг, не повторили выученного на первых шагах.
Гораздо проще повторить слова в столбик (пара минут на самом деле), чем разыскивать текст, содержащий нужную лексику в нужный момент. (Да и вытягивать смысл из контекста – ну такое... "Шел я лесом, нашел Х, положил в корзинку": точно ли Х – гриб? "Пришел домой налил ему блюдце молока".. я бы не спешила с выводами.)
В прошлом выпуске мы говорили, что читать сразу, не зная элементарных вещей – это очень на любителя. Проверьте, и если окажется, что прорывные методики не ваш конек – добрый старый способ разучивания слов списком послужит вам верой и правдой, как и десяткам предыдущих поколений учеников.

И что, так до скончания времен повторять каждые четыре месяца :) ?
В случае изучения языка ситуация весьма благоприятна – накопив первичную лексическую базу (за 4 - 8 мес.), вы можно уже и переходить к осознанному чтению на изучаемом языке; повторения списочного состава слов больше не потребуются.
Даже если вы по каким-либо причинам не имеете возможности пользоваться освоенным языком – достаточно регулярного чтения, хотя бы по несколько минут, раз в несколько дней – и вы его не забудeте.

В следующем выпуске мы поговорим об энтузиазме – поддается ли сознательному воздействию столь неуловимая материя, как творческий порыв?

Начало  тут: fotovivo.livejournal.com/768440.html
Продолжаю драг-энд-дроп текстов с сайта «Мнемотехника на примере эсперанто»

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →