Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Category:

✡ "Мама, и у нас на шабат будет курица!"

posht_kesto



Загадка из предыдущего поста на тему ящиков и контейнеров: домики - для сбора пожертвований.
 От религиозных общин и организаций.
Семьи у соблюдающих большие, лишний пакетик чипсов или пара копеек никогда не помешают.
У нас такие домики по всему городу.
Где много дати (религиозных), везде такие короба стоят для трумы (благотворительной помощи).




posht_kesto



Кст - именно "религиозные", так и называют, а не "верующие";
вера считается - дело интимное, между человеком и богом, никто в душу не лезет.

"Датиим" - это профессиональные ученики религиозных учебных заведений, получающие в них стипендии до пенсии.
Соблюдают шесть с лихом сотен положенных установлений и предписаний, включая  исполнение непреложного 
"пру у рву" - "плодитесь и размножайтесь.
"Профессионализм" больше касается ведения специального образа жизни, где расписаны  даже мелочи бытовые,
а не особой ревностности в бдениях и молениях.
Светские -  одни скептически относятся, другие настроены более благодушно -
"Они за нас молятся". Т.е. работают евреями, ради чего все и затевалось.



posht_kesto


Родители не за кадром в сторонке - их  просто нет рядом, старшие присматривают за мелкими, обычное дело.
(Вообще городок тихий, у нас все еще по старинке дети гуляют во дворах, "под столбами", мамы только из окошек поглядывают;
опять же почти в каждой квартире ребятня, гомон и игры соседей не шокируют).


Коробочки поменьше - для "цдаки", на остановке, около детской площадки -
приучают делать пожертвования малышей, таких что горды и счастливы, когда сами дотянулись и смогли опустить монетку в прорезь.
С такого возраста привыкают, потом уж становится в порядке вещей.
(Притом дети делятся "десятиной" из своих "доходов", из подаренного на разные события (отчасти для того и дарят именно наличными).

Ящики-копилки - в основном на своих рассчитаны, исполняющих заповедь "отдели десятину",
хотя, понятно, кому угодно не возбраняется отправить "труму" баночкой съестного или денежкой )


posht_kesto


Разного рода копилки расставлены везде и всюду, где денежки ходят - в кафе, магазинах, в аптеке, на входе в автобус.
Было как-то на кассе в суперах настойчиво пододвигали  коробочку, чуть ли не перед носом трясли,
видимо требовали  этого от работниц, но такое  не надолго появилось, перестали.

Фильм недавно попался из "датишной" жизни "Штисель", жизненный, про благотворительные начинания есть момент - домашние "фонды" всяких вещей - приходи и бери попользоваться, если тебе надо (в фильме - обогреватели в пользование): кроватки, столы, посуда для застолий; у нас давний сосед игрушки собирал - квартира был битком набита игрушками.

Так же как "Яд Сара"  работает -  кому нужно выдадут костыли, кресло-каталку,
баллон кислородный; без направлений и согласований, всем, кто попросит. (Еще и вернуть можно в любом городе).
Есть организация - берут в стирку бельё лежачих больных. Забесплатно, благотворительность.

У религиозных внутри общин традиционная взаимопомощь еще более разнообразно поставлена.

Что-то похожее в мире появляется, встретилось в комментах недавно - "Передай другому",
доброе дело просто так, не ради "спасибо" и не в расчете на последующую признательность.

Контейнеры для "курицы на шабат" привязаны и на замке, но что собранное потырят посредники,
благотворители не боятся. Наверное не тырят, традициям не одна сотня лет, как-то устоялось.


На загадку в предыдущем посте были ответы, что домик - это почтовый ящик. А вот нет :)
Следующий объект улично-контейнерной темы вот он  -
Не пожарный шкафчик торчит посередь тротуара и не электрощит, а как раз ящик для почты:



posht_kesto



Апд.
[«У евреев нет нищих». История вопроса.]

Про ГМАХи - домашние благотворительные фонды:

Нельзя, рассказывая о “харедим”, не отметить уникального явления, не встречаемого в иных человеческих сообществах. Это явление называется ГМАХ - сокращение ивритских слов “гмилут хасадим” (ударение на последние слоги), что в весьма вольном переводе означает “воздаяние добрыми делами”. Например, ГМАХ детской одежды.
Известно, что маленькие дети вырастают из одежды, не изнашивая ее. Тогда мама несет эту одежду (выстиранную и зашитую!) в квартиру, в которой имеется этот ГМАХ - по сути склад, а другие мамы, в этой одежде нуждающиеся, приходят и берут ее для своих детей либо совершенно бесплатно, либо платя за вещь цену четверти буханки простого хлеба. Есть ГМАХи, в которые вещи возвращать не нужно (например, одежные), есть - с возвратом (например ГМАХ столов и стульев для приема гостей, ГМАХ лекарств в шаббат - по рецепту врача при закрытых аптеках можно получить лекарство, а затем, купив его, вернуть в ГМАХ). Видов ГМАХов огромное множество, есть выдающие орешки и семечки (с последующим возвратом из купленного позднее) для определенного вида трапезы в субботу при рождении сына, когда что - либо купить уже поздно, есть дающие одноразовую посуду, платье для невесты, костюм для бармицвы, кроватку для новорожденного, даже есть ГМАХ забытых детей.
Найдя маленького ребенка без родителей на улице при невозможности выяснить чей он и где живет, его можно сдать в этот ГМАХ и там знают, как о нем позаботиться и вернуть родителям, да и родители знают куда звонить. И все бесплатно, добровольно, на своей не обширной жилплощади. И конечно, обилие касс взаимопомощи с краткосрочными и долгосрочными, а иногда и с безвозвратными ссудами. И бесплатная доставка еды роженицам (а их много!) и нуждающимся, помощь им в уборке квартиры. В общем, целый мир безвозмездных добрых дел. Почти по любой проблеме есть к кому обратиться.
http://severia.informe.com/forum/forum-f78/topic-t1575.html#p5854 (последний абзац)


Статья из энциклопедии http://www.eleven.co.il/article/12991

Два фактора сдерживали распространение нищенства среди евреев: тактичный обычай посылать пищу беднякам так, чтобы не оскорблять их гордость (см. примеры в Кт. 67б), и хорошо организованная система сбора и распределения средств в помощь бедным через посредство официального благотворительного фонда (куппа) и благотворительной кухни (тамхуй). Поэтому те, кто занимался нищенством, теряли право на помощь со стороны организованной благотворительности, хотя было установлено компромиссное правило не отпускать просящего милостыню с пустыми руками (Кт. 67б).

В средние века просящих подаяние исключали из сферы организованной общинной благотворительности, что было сформулировано как галахическое постановление (Майм. Яд. Маттнат Аниим 7:7; Ш. Ар. ИД. 250:3, см. Галаха). С другой стороны, Шломо Адрет в ответ на запрос общины, обремененной многочисленными нищими, постановил, что «хотя повсюду нищие получают поддержку от общинной благотворительности, если вдобавок к этому они хотят просить милостыню под окнами, они могут поступать таким образом, и каждый пусть подает им по своему разумению и желанию» (Респонсы, 3, №380). Однако в Кракове в 1595 г., а также в испанских и португальских общинах Лондона во 2-й половине 17 в. нищенство было полностью запрещено.

Прекрасно организованная помощь нуждающимся (см. Ш. Ар. ИД. 250:3: «Мы никогда не слышали об общине, в которой не было бы фонда для бедных и благотворительной кухни») до 17 в. практически исключала нищенство среди евреев. Христианский гебраист 17 в. Ланселот Аддисон в сочинении «Нынешнее положение евреев» писал, что «у евреев нет нищих», и объяснял это «регулярными и достохвальными усилиями» евреев обеспечить нужды бедняков.

По-видимому, рост нищенства среди евреев был следствием погромов Б. Хмельницкого, когда были уничтожены сотни еврейских общин и тысячи бездомных и обездоленных евреев наводнили Европу. С того же времени в обиходе появляется термин шнорер (идиш — `нищий`, `попрошайка`), а нищенство становится типичным явлением еврейской жизни. В источниках на иврите таких нищих называли архей пархей (на арамейском `бродяги`, `бездельники`). Нищие в Германии (по-немецки беттельюден), по некоторым оценкам, составляли в конце 17 в. до 20% всего еврейского населения.

...Нищие евреи пополняли собой ряды преступников. Власти обвиняли их в воровстве, распространении заболеваний и эпидемий и обращались с ними весьма сурово. Отношение руководителей еврейской общины к таким нищим было неоднозначным: с одной стороны, они опасались как гнева властей, так и антисоциальных наклонностей архей пархей; с другой стороны, они сочувствовали обездоленным единоверцам и стремились облегчить их участь. Обычно странствующим нищим предоставляли ночлег на одну ночь (или на две, если выпала суббота) в домах членов общины, а наутро им давали деньги и отправляли в дальнейший путь. Нищим, в первую очередь больным, предоставлялся ночлег и в особых домах для бедных (см. Хекдеш).

После эмансипации, когда были отменены ограничения на местожительство евреев и на сферы их занятий, подавляющее большинство бывших нищих вошло в социально-экономическую структуру европейских стран. Однако нищенство как социальное явление не исчезло полностью из жизни еврейских общин и продолжало существовать, хотя и в меньшем масштабе, главным образом в Восточной Европе.

В Эрец-Исраэль нищенство, широко распространенное до образования государства, в настоящее время значительно сократилось благодаря деятельности Министерства социального обеспечения. Нищие на улицах израильских городов немногочисленны. Однако до сих пор раздача милостыни часто сопровождает утреннюю синагогальную службу. Имеются два вида нищенства — настоящие нищие и учащиеся традиционных иешив, которые, с согласия своих руководителей, таким образом не только пополняют свои средства существования, но и предоставляют молящимся возможность сочетать молитву с благотворительностью.


http://www.rusfond.ru/charity

В иудаизме есть понятие «цдака» – справедливость. Оно уходит корнями к Торе и является одной из важнейших заповедей, которые должен исполнять еврей. «Цдака равна всем другим заповедям, взятым вместе», – сказано в Талмуде. Каждый еврей должен отдавать десятую часть своего годового дохода на благотворительность. Когда-то это было самым настоящим налогом, особенно учитывая, что сведения о доходах всегда были открытой информацией в общине. А сам нуждающийся, который получал помощь от своих успешных собратьев, тоже не освобождался от этого налога и десятую часть полученного подаяния отдавал на благотворительность.

В книге «Жизнь с народом» Марк Зборовский и Элизабет Герцог писали: «Жизнь в местечке начинается и кончается цдакой. Когда рождается ребенок, отец дает деньги для раздачи бедным. На похоронах родные покойного раздают монеты нищим, наводняющим кладбище и поющим: “Цдака спасет от смерти”. Каждый поворот жизни напоминает о необходимости благотворительности... Случается хорошее или дурное – мы кладем монету в ящик. Прежде чем зажечь свечи субботы, хозяйка кинет монету в один из ящичков... Дети воспитываются в традициях подавать. Отец учит сына подавать нищим, а не делает это за него. Детей просят подавать милостыню, когда нуждающиеся совершают традиционный обход домов. Жест подаяния становится почти рефлексом».

Если на протяжении более чем двух тысячелетий благотворительность была делом локальным, общинным, то в ХХ веке пришло время глобальных проектов. И главным из них, естественно, было возвращение евреев на родину предков, на землю Израиля. Еврейское присутствие на Святой земле не прерывалось никогда, но в начале ХХ века большая часть территории принадлежала арабам и бедуинам, поэтому евреи принялись выкупать участки у тогдашних владельцев.

Чтобы собрать необходимые средства, были созданы специальные фонды – «Керен Ха-Йесод» и «Керен Кайемет»: на счета этих фондов переводили средства евреи, проживавшие по всему свету. Одни – совсем немного, другие – целые состояния. Были, конечно, и те, кто действовал не через фонды, а самостоятельно. Один из самых знаменитых еврейских филантропов – барон Эдмон де Ротшильд – начиная с 1880-х годов покровительствовал еврейскому поселенческому движению и потратил в общей сложности тогда около $50 млн на выкуп земель в Палестине. Во многих городах Израиля есть улицы, названные в его честь.

После создания государства Израиль в 1948 году фонды продолжили свою деятельность, финансируя проекты помощи жертвам терактов, развития инфраструктуры и посадки лесов (все современные леса в Израиле рукотворные, за прошедшие десятилетия высажено более 240 млн деревьев).

Традиции общинной благотворительности развиваются и в современном Израиле. Разумеется, никто сегодня не может заставить людей жертвовать деньги нуждающимся, но для любого израильтянина благотворительность в порядке вещей. Многие дают распоряжение банку о ежемесячном перечислении определенной суммы на счет ассоциации по борьбе с раком или в НКО, которая помогает улучшать условия службы солдат.


Лирика:

Братство нищих

Каждого, кто первый раз приходит к Стене Плача, не может не поразить огромное число обретающихся возле нее нищих и нищенок. Первые из них встречают вас еще за несколько десятков метров до ворот, а по мере приближения к Стене их концентрация увеличивается. У самой Стены они ходят между молящимися, позвякивают монетками, то и дело повторяя: "Цдака! Цдака!", напоминая тем самым о великой заповеди, обязывающей еврея давать подаяние каждому нуждающемуся.

Слово "цдака" обычно переводят на русский язык как "милостыня", но перевод этот весьма приблизителен. Слово это происходит от слова "цедек" – "справедливость", и глубинный смысл его заключается в том, что Всевышний специально не очень несправедливо распределил блага между людьми, чтобы предоставить им великую возможность восстановить справедливость в этом мире. Вот почему иудаизм считает помощь беднякам и нищим не жестом доброй воли, не проявлением милосердия, а именно обязанностью каждого еврея. Даже бедняк обязан помогать тем, кто еще беднее его, – таков смысл этой заповеди. При этом еврей обязан давать цдаку тому, кто ее просит, даже если у него есть все основания подозревать, что этот человек далеко не беден. Дающего вообще не должен волновать этот вопрос, так как к ответу обманщика призовет Бог.

Дать цдаку у Стены Плача считается особенно большим благодеянием – ведь тому, кто решил совершить паломничество в Иерусалим, предписывается "не появляться пред Господом с пустыми руками", а совершать там жертвоприношения, жертвовать на Храм и раздавать цдаку в соответствии со своими возможностями. В наши дни, когда Храма нет, невозможно стало приносить в нем жертвы, но ведь никто не мешает нам исполнить хотя бы часть заповеди.

И потому многие евреи, особенно те, кто приезжает в Израиль в качестве туристов, приходят к Стене Плача, приготовив большие суммы для раздачи милостыни. Нередко эти деньги собраны не только им самим, но и его многочисленными родственниками, которые, узнав, что он едет в Израиль, дали ему деньги специально для того, чтобы он раздал цдаку у Стены Плача. ...
Читать дальше: http://www.pavelbers.com/Novosti%20Israilja%209.htm
Tags: почтовый_ящик, ярмарка_нравов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 115 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →