fotovivo

Category:

Такой разный Ренуар

Было-стало
Было-стало

Помните как писали «сочинение по картине»? Непременно нужно было найти «социальный подтекст» (в разрезе антагонизма классов, для тех кто застал), даже в пейзаже или жанровой зарисовке. Уж если буря, то сами понимаете, не просто так ветер гонит волну, а роскошь голландского натюрморта отображала чувства живописца при виде продуктового изобилия.
А что если парус, искрящаяся золотом лазурная струя — сами по себе волнующи и достойны отображения?
Давайте просто порадуемся вместе с художником, попробуем понять, что  его зацепило и восхитило:

Меловые холмы, с теплыми солнечными бликами и голубоватыми тенями, перекликающимися с дымчато-изумрудными кронами маслин — разве не прекрасны? Просто потому, что они есть, без анализа взаимоотношений хозяйствующих на этой земле объектов?

Блестящие мокрые зонтики — ну разве не прелесть!

А сколько радости в струящихся сквозь листву солнечных лучах, пятнышках тени, играющих на лицах, на подоле платья, на дорожке.
(Там какие-то сложные взаимоотношения у барышни на качелях и ее спутников? Возможно, но не погружаясь в литературные источники увидим просто беседующую семейную пару и их старого знакомого,  все довольны, может быть кроме малышки, которая ждет покататься)

«Я на лодочке каталась, золотистой-золотой» — вот оно, янтарем светящееся под ярким светом дерево, и блёстки по воде!

Ах, да, у них белокаменная вилла, не трудами праведными, в то время как едва различимые фигурки на берегу куют благополучие, вернее молотят, для беззаботной пары. Или нет, в духе времени следует задуматься, почему девушка гуляет в сопровождении пожилой леди и как это характеризует положение женщин минувшей эпохи? 

Не верю я в зашифрованные в полотнах ребусы, плотно-упакованный символизм.  Лодка — это лодка, лазурь — это лазурь, свежий утренний бриз,

или рассеянное свечение венецианской атмосферы хороши и без подоплёки 

Как и дрожащая дымка над зелеными лугами — «солнце пригревает, жар донимает» и слепит так, что все краски кажутся выгоревшими 

Как не порадоваться лепесткам хризантем, напоминающих вихры рыжеволосых шалунов  -

сияющей шелухе луковиц с задорно вздернутыми хвостиками -

мягкой бархатистости персиков — 

и оптимистичным краскам плодов

Охра просвечивает в перламутре сахарницы, в бликах клубничин,
густой медовый тон, тягучая патока... Художник ищет и  

наслаждается найденной палитрой

Зачем Ренуар писал столько роз?
— Странный вопрос, нравилось, да и писал.

— Думается, снова искал палитру. Розовые лепестки, закрученные в перламутровый вихрь, откликаются в 

пышной натуре, 

«Суд Париса» — тут, конечно, не помешает знать в чем дело, но это не «подоплека», а явный мифологический сюжет (на пасторальном конкурсе красоты троянский царевич Парис выносит свой вердикт трём богиням).

Офф-топ. О Ренуаре сегодня многие пишут. В комментах встретилось чье-то  юношеское — Это такие у него были представления о божественной красоте?
— Они там все были весьма плодовиты, олимпийки.  
Пока не изобрели пенсионное обеспечение,  представление об успешности было соответствующим — здоровьем пышущие, крепкие жены, залог жизнеспособного потомства, почитались красавицами (пропорционально сложенные — верхняя часть бедра соответствует середине фигуры, голова восемь раз укладывается в рост взрослого человека — Ренуар следует классическим канонам).
Сухопарость и узкий таз (лишь кесарево снизило материнскую смертность), вошли в тренд, когда «спиногрызы» стали обузой для индивидуального благополучия.  

Красные камни напоминают о той же розовой гамме:

Девушка — розочка:

И даже пейзажи закручены узнаваемыми вихрями -

Дама с собачкой средь блестящих трав

От светящегося серебром букета — к волшебным пейзажам:

Вот он розарий, для чего нужны многочисленные розочки в вазонах

Художник учится всю жизнь. Поиск и находки это и есть искусство. В отличии от сколь угодно утонченного ремесла.

Родной дом Ренуара:

Уже состоявшись как художник, Ренуар говорил, что ему повезло родиться в семье тружеников (мастеровых), а не интеллектуалов. Иначе его взгляд на вещи и искусство не был бы таким естественным, а руки такими ловкими.

Начало жизненного пути Ренуара очень напоминает биографии выдающихся художников из предыдущих постов, при всех отличиях в достатке и положении их семей, заметны общие черты: определенные склонности и задатки - рано поддержанные близкими  (родители, бабушки-дедушки или  хороший наставник), дружба с творческими людьми, удача быть замеченным в начале творческого пути. 

В ранней юности Огюст пел в церковном хоре, ему даже прочили музыкальное будущее. Но был отдан в мастерскую фарфоровой росписи, в которой немало преуспел, заинтересовался живописью - товарищ по работе поделился материалами и первое же полотно заставило задуматься хозяина мастерской, по совету которого родители направили юношу учиться живописи.  Ренуар расписывал фарфор четыре года. Затем прогресс привёл к тому, что художники стали не нужны – их заменила печатная машина. Он начал расписывать дамские веера и ткани. Всё это время усердно копились средства, и к 21 году Огюст смог наконец приступить к желаемому – в 1862 году поступил в парижскую школу изящных искусств. Здесь его главным учителем стал Шарль Глейр, к которому Ренуар ходил на уроки рисования обнажённой натуры. В это время определилась его любовь к сочным краскам,  чувственное отношение к искусству.

Главным событием в жизни молодого художника стало знакомство с Базилем, который поразил его элегантностью, Сислеем, удивительно деликатным человеком, а также обаятельным Клодом Моне, ставшим лидером группы друзей. Собираясь в кафе «Клозери де Лиля», молодые таланты с юношеским максимализмом бесконечно спорили о новом Возрождении, участия в котором они желали. Позже к ним присоединился Камиль Писсарро.
В 1863 году ателье было закрыто. Этот год в художественной жизни Парижа стал прорывным – Наполеон III открыл Салон отверженных, на первой же выставке которого прогремел, а затем стал центром притяжения молодых художников Эдуард Мане. Вслед за ним вся компания перебралась в кафе «Гербуа».

Хотя уже тогда появились разногласия - Ренуар был сторонником того, что учиться писать надо в музее, друзья предпочитали делать это на природе. И в зрелом возрасте свои картины Пьер Ренуар в основном будет создавать в мастерской (работать на пленэре он любил меньше).

Однако, отшлифовав мастерство на копировании музейных образцов, следующие десять лет Ренуар вместе с друзьями-импрессионистами осваивает пленэр. (У каждого свой путь в искусстве, Ренуару был нужен этот.  Коллеги, «учившиеся у природы», добились своих замечательных успехов).
Денег нет, но есть друзья, и он часто подолгу жил у них.

«Лиза» (1867) стало первой значительной работой:

Свет в тени — лицо девушки затенено, но светится под вуалью всё той же узнаваемой  охрой

Нарядная картина «Мадам Шарпантье и её дети» была  принята в официальный Салон (помогли связи портретируемой). Этот успех обещал новые заказы и материальное благополучие.
Ренуар больше не принимает участие в выставках импрессионистов – надо было на что-то жить. В отношениях с некоторыми старыми друзьями появилась скованность.

Начав «чистым» импрессионистом, он со временем стал испытывать разочарование в этом стиле. 

На живописца оказало сильное влияние впечатление от путешествия в Италию, в результате чего он обратился к более старым художественным методам, в частности к искусству Жана Огюста Энгра, в картинах появился отчетливый контур.
(Музейный опыт не прошел даром)

Сплав импрессионизма и, как сейчас презрительно говорят «традишки»,
придал неповторимое очарование картинам Ренуара — они светятся!

Мазки на полотне кружатся в танце, а изображение будто бы  парит в воздухе

Наверное самая цитируемая из ренуаровских картин — 

по репродукции, как водится, трудно понять, каков был истинный колорит.

Мягкий импрессионистский контур, фигура тает в дымке.. Когда-то я по детскому незнанию полагала, что в академическом стиле работают художники, которые хорошо рисуют,  остальные — похуже (а в авандгард ушли — которые вообще не умеют). С удивлением узнала, что это не так.
Ренуар,  годами расписывавший тончайший узор на фарфоре, несомненно в состоянии был провести четкую линию.
Он и его друзья импрессионисты — состоявшиеся художники, им не нужно было доказывать кому-то  владение азами ремесла.
В каждой работе автор решает поставленную перед собой задачу теми средствами, которые счел наиболее подходящими. Как композитор — одну тему раскрыл как концерт для скрипки, другую выразил через мелодию для флейты.
Портрет Жанны Самари Ренуар увидел таким, исчезающим в мерцании, таким и передал. Судя по популярности — сработало. Что-то в нем цепляет.

Портрет с веером тоже из узнаваемых -

А. Костеневич (сотрудник  Эрмитажа): мы видим стилистический гибрид — «Ребёнок с кнутиком», в котором элементы импрессионистической живописи (пейзаж и платье модели) соединились с несвойственными импрессионизму чёткими линиями (лицо мальчика)

"Когда я рисую цветы, на мою душу снисходит спокойствие."
Пьер Огюст Ренуар

Букет роз, вышитый крестиком: 

Ренуар и в крестике свеж! А вышивальщицы, знающие толк в живописи выбирают достойные образцы:
Копировать — так классиков!
Зимний #изомарафон можно считать завершенным, кое-что мы успели сделать, познакомились с замечательными работами Донны Гельсингер, Лесли Харрисон и другими мастерами.
Если уж мэтру было не зазорно копировать в музее, то нам и подавно.

«Копия картины Огюста Ренуара» — звучит солидно. И, есть что почерпнуть — пусть не сразу ренуаровскую «магию», то хотя бы грамотные тональные отношения — свет, там где он должен быть и тени в нужных местах;
гармонию цветов трудно формализировать, зато ею можно проникнуться у ведущих мастеров .
(К сожалению,  пресловутая «насмотренность» и в обратную сторону работает: если учиться, срисовывая с ролика у горе-художников, собственные оплошности накалываются на ошибки «рефов» —  на результат смотреть больно).

Целого Ренуара скопировать —  это каким прошаренным надо быть, что б замахнуться!
— Не обязательно. У маэстро есть вполне доступные работы

Красные цветы  на зеленой траве в реале выглядят изумительно,  на мобилко-фото серенько (надо знать, как снять, чтоб смотрелось), на рисунках зачастую ужасно.
Присмотритесь, как мастер передал живость цветочного поля, сохранив яркость аленьких цветочков на общем фоне приглушенных тонов.

Хоть в красках, хоть пастелью, вполне можно повторить. Вдумчиво и не спеша.

Эту картину умыкнули с экспозиции. В новостях было.


Какое все зеленое. Однако ж рельефное, настроенческое. Есть чему поучиться.

А какие прозрачные воздушные тени! 

- тем не менее, картину не назовешь вялой, она солнцем пронизана.

Как и следующая: тень, свет и в целом — сияние:

Горный воздух! вдохнуть  хочется )

Полноразмеры для копирования — regnum.ru/pictures/2078463/234.html

Ренуар не особо известен как маринист, однако он и над этой темой поработал. Волны желтые не изыска ради, во время шторма он такие и есть — из-за взболтанного песка.  (Тогда как ярко-синий ультрамарин у самого берега, с плевками пенных кружавчиков — это китч, гораздо более далекий от реализма, чем размашистая живопись импрессиониста)


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded