Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Category:

Нужна ли живопись, если есть фотография?



Фотография - художнику подспорье, но фото рисунку не замена.
Спасибо автору статьи за подробный разбор:

Позаимствовано у
varka в Про рисование с фотографий

Почему-то в эти дни в моей ленте и моими друзьями в личных беседах очень часто поднимается тема заимствования в рисовании. Про этику, плагиат и прочее. А незнакомые люди спрашивают: «можно ли рисовать с фотографий?» и, в частности, «можно ли рисовать с фотографий, найденных в интернете?».
Я же всё никак не могу приступить к ответу, поскольку же, да, можно. И вот тут вы радостно закрываете это окно и бежите обводить фотографии, а ведь за этим «да» идет довольно много «но».

Почему это может быть не только можно, но и нужно:
Как бы там ни хотелось некоторым авторам и критикам внушить, что «настоящий художник обязан всё рисовать из головы», иначе он не художник, это не так. Не обязан художник знать, как выглядел костюм придворных при конкретном правителе и чем отличался от костюмов тех, кто чуть выше или чуть ниже рангом. А это строго регламентировалось. Да ладно, можно так сложно не ходить — чтобы нарисовать статую свободы, автомобиль, да даже правильно стоящую стопу — нужно изучить то, как это выглядит. Понятно, что в случае со стопой мы всегда можем попросить соседа, встать перед зеркалом или сфотографировать свою конечность для изучения.
Но частенько нужной натуры у нас просто нет под рукой. Для этого мы и берем книжки и гугл и изучаем. Много фотографий, чтобы посмотреть со всех сторон — размеры, пропорции, пластику линий, фактуру и прочее.
Да, ок, можно включить воображение, но на достоверности можно поставить крест. В итоге получается что-то совершенно условное. Да, авторское, но у зрителя не возникнет нужного узнавания. Даже если мы говорим о фантазийный сценах. Если наш персонаж идет по траве, не какой-то условной траве, а похожей на осоку, например, надо пойти и посмотреть, как выглядит эта осока.
Какую бы тему вы ни рисовали, источники всегда будто ощутимым подспорьем. Вы можете стилизовать, играть с деталями, но не имея этих деталей, нам нечем играть.

Аспекты, которые могут всех тут смущать:

Юридический.

Интернет создает иллюзию того, что раз можно скачать, оно теперь моё, но ежу понятно, что у любой картинки есть автор. И этот автор может вполне законно возмутиться. И тогда вам настучат по голове. Не здорово. Поэтому не срисовывайте одну картинку один к одному. Работайте с несколькими, работайте с композицией, стилем, цветом, деталями. Фотография — вспомогательный источник. Основные — ваш мозг, воображение и мастерство.

Этический.

Достоевщина, как тут говорят. Ах, какой же я художник, если не могу изобразить все, что взбредет в голову? Всё — не можешь. Смирись. Что-то можешь — и это уже хорошо. Не хватает знаний? Получай! Это такой же образовательный момент.

Технический. Тот, что больше всего смущает меня.

Почему? Рисовать с использованием референсов — не значит обводить фотографии. И уж тем более, чужие рисунки.
Давайте, возьмем первую попавшуюся понравившуюся фотографию и обведем.
Что мы получим в итоге? Широкая грудная клетка, не понятно откуда растущие конечности. Без знания анатомии, без анализа и переработки увиденного не получится убедительно. Жанр «я красиво обрисовал фотку в векторе» оставим в двухтысячных, сейчас это никому не интересно. Как гиперреализм, созданный с помощью проектора.

Как это делать правильно?

— Думать головой
— Включать воображение. Идея вашей работы не в том, чтобы скопировать чужое. Задача — наполнить достоверными деталями своё.
— Изучать композицию, анатомию, перспективу, светотень, цветовые гармонии и прочее то, что маст.
— Качать мастерство с помощью живых зарисовок.
— Использовать нужную вам и вашей задумке степень условности. Не умеете рисовать анатомически верно? Стилизуйте! Упрощайте! Делайте плоским. Меняйте пропорции. Но опять же осознано, ваша цель — сделать убедительно.

Чего не надо делать?

— Не обводить фотографии. Оно по всем трем пунктам попадает — и юридически опасно, и этически сомнительно, и технически слабо выходит. Используйте фото как вспомогательный источник, а не основной.
— Не пользоваться только одним изображением в качестве источника. Знания это не даст, зато выдаст вас с потрохами.

Каждый рисунок, каждый проект может сделать нас лучше.
Тем более, что на стоках мы сами себе хозяева и можем сами ставить себе задачи.
Кто-то тут скажет, что у него цель сгрести побольше бабла, а не какое-то там мифическое развитие, а я отправлю таких подальше. В блоги тех, ко пишет, что стоки — это легко и для всех. Я же скажу, что именно качественно иной уровень сможет выделить ваши работы из океана прочих.</span>

Из обсуждения:
... когда мы переходим от просто увиденного, к сбору фоток в инете, то тут некоторые и правда упускают простой момент анализа. И сокращают путь до взял - обрисовал. Так конечно низя, другое дело, что те, кто говорит будто можно, они просто не понимают в чем разница.

...Я начинающий художник, и когда появился планшет, я начала обводить фотографии, радовалась сначала. Но потом поняла, что-то тут не то, как-то нечестно, ведь нужно стараться, как говорится душу вкладывать. Сейчас стараюсь рисовать сама. Но если бы не эта обводка, я даже не знаю, может я и перестала бы рисовать. Просто для меня это было что-то новое и необычное. Было чувство, что вот, я что-то могу на самом деле. Да ещё, очень сильно развивают книги по рисованию. Я уже несколько прочла, и заметны результаты.

...очень много таких новоиспеченных учителей вполне себе рекомендуют для начала, начать срисовывать чужие работы. Это ведь помогает разобраться что к чему. И в принципе этого не осуждают. Но мало кто обращает внимание на то, что такие обрисовки нужно держать ящике стола, и ни в коем случае не публиковать как свое, и тем более не продавать. И эта массовость такого обучения в любом случае задавит все статьи о том как не надо делать...

...живописец или график должен по идее рисовать с натуры, а не с фотографии - это да. Но цифровую эпоху, тем более для декоративной графики - без фото никуда. Это можно считать ускорением процесса. Не делать часовой этюд для работы, а просто сфотографировать дерево. Конечно, художникам обидно - учишься, учишься, рисуешь, рисуешь, а тут фотку взяли, обвели и готово. Но во-первых, это бизнес.
А во-вторых, чтобы грамотно обвести нужно понимать что откуда растет. Обводить ЧУЖУЮ фотографию нельзя - это нарушение авторских прав. Если она будет узнаваема даже "по мотивам" - то это плагиат. Тем более человеческое лицо, тем более если оно узнаваемо - вообще нужен релиз. А вот использовать, чтобы посмотреть что и откуда, как выглядит, фотографировать себе рабочий материал - можно и нужно.



Один момент стоит уточнить: автор заодно с общим рассуждением подсказывает, как можно избежать тёрок с копирайтом.
Как бы можно, если скомпилировать из нескольких источников. Но - тоже лотерея: fotovivo.livejournal/94931 - сабж взыскал с заимствователя за узкую полосу, выпиленную с "Вида на Фергану", использованную фоном под текстовый заголовок.

С другой стороны - как в жж есть репосты, так в живописи копирование классиков; не обязательно прятать упражнения "в ящик стола", достаточно явно указать источник, типа "Копия картины Лесли Харрисон"




Птицы - в честь четверга.
Понадобись мне чибис для какого-нибудь проекта - пойду ли в поля уточнять покрой его парадного фрака? Он еще и не подпустит так близко, как можно увеличить зумом.

Применение фотографической техники стало оригинальной особенностью педагогической системы И. И. Шишкина.
« Я хочу Вам дать совет капитальный, на котором зиждется вся премудрость изучения природы или натуры, как говорят, а также и тайны искусства и особенно техники живописи, — это фотография.
Она единственная посредница между натурой и художником и самый строгий учитель, и если Вы разумно поймёте это и займётесь с энергией изучением того, в чём вы себя чувствуете слабым, то я Вам ручаюсь за скорый успех... В одну зиму работы разумной с фотографии можно научиться писать и воздух, т.е. облака, и деревья на разных планах, и даль, и воду, словом, всё, что Вам нужно. Тут можно незаметно изучить перспективу (воздушную и линейную) и законы солнечного освещения и проч. и проч. Если Вы это поймёте и последуете моему совету, то Вы быстро научитесь и писать и рисовать, а главное, разовьёте и облагородите Ваш глаз и прочее...
А практически делается вот так: берётся по вашему вкусу хорошая фотография или только часть из неё, Вам нужная, и, дабы хорошо видеть и понять, нужно взять лупу или стекло увеличительное. С фотографии, кроме рисования каранд[ашом], нужно писать краской, одним тоном, в тон примерно фотографии. На палитре составляют шпакшелем тона, сначала положить самый тёмный; потом полутона и так далее до самого светлого, и все эти тона кучками должны быть заранее на палитре готовы (контур обязательно обводят чернилами или тушью)» (из письма И. И. Шишкина И. А. Уткину, Петербург, 1896).

Но, надо заметить, что ученики Шишкина - не начинающие, они уже умели рисовать. Отпечатки им нужны были для работы над картинами, для раскрытия авторского замысла.
Для тренировки все равно без натуры никуда.
Из недавнего обсуждения в мамском сообществе: "Ребенок увлекся рисованием, но в художку наотрез отказывается - там ее заставят гипсовый куб рисовать, ей это скучно". Звучит примерно как: "хочет учиться танцам, но не в хореографическом классе - а то там к станку поставят и заставят носок тянуть, это так скучно".
- Обязательно ли ходить на пленэр, чтобы практиковаться в зарисовках? если цветочки-веточки на собственноручно отснятом фото большого формата прекрасно можно разглядеть?
- Может и не обязательно, но прогулки приятны сами по себе, а порисовать на природе - отдельное удовольствие.


Tags: #наулицезима, #птицыпочетвергам, Худ_совет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →