Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Categories:

Что я знала о Гремихе?



Что там жутко холодно и ветра такие, что моряка могло сдуть в воду (и такое случалось).
Что там база подводных лодок. Лодки сопровождали те самые арктические конвои с грузами по ленд-лизу.


Свёкр служил на такой.
А кроме того выполнял задания. Переодевался матросом и слушал, о чем треплются подвыпившие экипажи союзников, английский у него был на уровне.

Много-много раз случалось вписывать "пос. Гремиха" в графу "место рождения", заполняя семейные документы.
Считала, что база режимная, информации не найти. Расспрашивать уже не кого.
Но в сети кое-что нашлось. С нескольких сайтов собрала:



Гремиха, Йоканьга - «Город летающих собак»
В недавнем прошлом крупнейшая база Северного флота, место базирования советских атомных подводных лодок, единственная база на Севере с прямым выходом в океан. С моря ее закрывают острова, а через 15 минут после выхода из дока подводная лодка полностью погружается в воду.
Сухопутного сообщения с другими населёнными пунктами нет, самолёты сюда не летают, вертолёты – в экстренных случаях. Попасть в город можно только по морю, раз в 10 дней из Мурманска.
Основные черты местного климата — холод, ураганный ветер и дождь, острый и ледяной, по несколько раз в день. Иногда из-за ветра люди ходят от дома к дому, прицепив себя карабинами к стальному тросу. Считается, что такие ветра возникают из-за того, что здесь сталкиваются подводные течения Северного и Баренцева морей.




Северный берег Кольского полуострова, несмотря на суровость климата, был заселен с древних времен. В 1608 - 1611 годах царский писец Алай Михалков вместе с дьяком Василием Мартемьяновым совершил путешествие по Лапландским землям, упомянув в описании 15 саамских погостов, в том числе старинные саамские селения на Йоканьге и Вороней. В тот же период здесь были основаны поморские становища, а в начале 20 века в удобной закрытой бухте Йоканьга устроена метеостанция, возник небольшой поселок Гремиха.
В конце 30-х годов руководство СССР активизировало усилия по обороне северных рубежей. Для защиты коммуникаций на подступах к Белому морю, предполагалось создать в Гремихе сильную военно-морскую базу. Первые строители на теплоходе "Аракс" прибыли в Йоканьгу в мае 1940 года. Кроме того, этим же транспортом сюда были привезены пять двухэтажных восьмиквартирных домов, шесть автомашин, трактор и 12 лошадей.



С началом войны, 22 июня 1941 года, командующий Северным флотом контр-адмирал Арсений Григорьевич Головко подписал приказ о создании Йоканьгской военно-морской базы, где ранее базировались пограничные корабли. База создавалась по единому генеральному плану, разработанному Главным морским штабом на случай войны. В приказе отмечалось, что Йоканьга - это маневренная база для обеспечения боевых действий кораблей флота по обороне подходов к Белому морю и как промежуточный пункт на пути перед ним и Кольским заливом.


В июле - августе 1941 года стали прибывать в базу сторожевики и тральщики, переоборудованные из рыболовецких траулеров. Они бросали якоря на рейде базы, так как не было ни причалов, ни пирсов. Единственным причалом служил разбитый парусник.
В 1944 - 1945 годах корабли Йоканьгской ВМБ тралили свободные ото льда участки пути, несли дозорную службу на входе в Белое море, усиливали охрану конвоев. За всю войну они провели 700 транспортов в зоне своей базы и доставили 2 миллиона тонн различного груза. По внутренним коммуникациям и в зоне Йоканьгской военно-морской базы прошло более 1800 транспортов, самостоятельно совершили переход 1500 судов.



Уникальность военно-стратегического положения ВМБ, которая обеспечивала контроль над восточной частью Баренцева моря, горлом Белого моря, проливами Маточкин Шар и Карские Ворота, а также наличие прямого выхода в океан и важность решаемых военно-стратегических задач были правильно оценены высшим военным руководством страны. Поэтому ВМБ и город, несмотря на колоссальные затраты, связанные с их содержанием, продолжали успешно функционировать и развиваться в послевоенные годы. Началось активное строительство и освоение новой техники. В строй ВМФ начали поступать новейшие в те времена - атомные подводные лодки.
Именно в Гремиху пришла 20 июля 1962 года первая советская атомная подводная лодка К-3 «ленинский комсомол», совершил поход подо льдами Северного ледовитого океана к Северному полюсу. Впоследствии здесь была сформирована бригада АПЛ.



Местные школьники всегда гордились своими родителями – военными. Подводники же и вовсе располагались на Олимпе.
30 лет назад население города составляло 40 тыс. человек, на 23 причалах было сосредоточено около 40 атомных подводных лодок, большие и малые противолодочные корабли, плавучий ремонтный завод, полк ПВО.
Теперь здесь живёт меньше 2 тысяч человек, хранятся ядерные отходы с подводных лодок и всё ещё можно произвести перезарядку ядерных реакторов.



Подводная лодка осталась только одна – памятник на площади.
Военной базы больше нет. Но она осталась в памяти многих и многих людей, которые вспоминают её с теплом и тоской, вопреки всему.




Светлой памяти.




Tags: #блогерскаяосень, #образывойны, дыбринки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal