fotovivo

Categories:

Учебники для нашего первоклассника

Новенькие, пахнущие свежей полиграфией.  Только что получили; до того был подготовительный период, праздники-каникулы, карантин, обходились без книг. Карантин продолжается, сидят в Зуме,  теперь с учебниками.  Комплект под девизом «Читаем и учимся вкайф». Совершенно точное определение  — у здешнего школьного обучения, как говорят программисты — «низкий порог вхождения» 

Прописи. С самых простых линий начинают

Иврит придумали в те времена, когда буквы высекали на камне — крючок-палочка-петелька. Слитного написания нет. Прописных «с вензелями» тоже, все буквы строчные. 

В младших классах пользуются карандашом: ошибся — стёр, поправил. (Никаких подчисток бритвочкой, вырванных листов =)

Требования к чистописанию довольно мягкие — идеального совпадения радиуса кривых и наклона касательных не требуют, совпадение с образцом —  в разумных приделах.
На иврите есть каллиграфия с умопомрачительными завитушками.  Так записывают религиозные тексты на свитках из пергамента, графики-художники со специальной подготовкой.
На счастье школьников общеобразовательным предметом это искусство не стало. 

Точки-черточки под буквами видите? Это огласовки. Т.е. гласные. Они встречаются только в малышовых книжках и в религиозных.

Представьте как хорошо писать диктант школьникам постарше — без гласных-то? И при том, что  в речи  оглушения согласных не происходит. Практически «как слышится» :) Диктантами  и не увлекаются (не поручусь, что вообще нигде, никогда, но не часто).
А если еще добавить, что почти не нужно заучивать орфограмм (зачем проверять то, что и так однозначно на слух), что над выделением сложносочиненных оборотов запятыми особо не запариваются —
да это ж лафа, так учиться!
Вот они тут и кайфуют первые шесть лет начальной школы.
Устройство языка: глаголы-существительные-предлоги-окончания проходят, ну, примерно как мы анатомию — обзорно, для общего развития.


Букварь. Из шести частей. Это одновременно и книга и учебная тетрадь — прямо в ней и пишут. Там же тексты для чтения («нукактексты», точнее сказать — фразы)

Младшеклассникам не ставят оценок. Да и ругать-порицать  не спешат.
(Нет, как с писаной торбой не носятся. Темпераментные учительницы-израильтянки порой даже орут на оболтусов. Но это по поводу дисциплины.
За дрожащий почерк, «палочки» вкривь и вкось не ругают. 

Ребенок же учится! Как научишься без первых неуклюжих шагов?
А если уже способен выписывать буквенные ряды  с точностью ксерокса — то зачем ему вообще их писать — пора браться за интегралы  другие задачи.

Представьте, если бы на секции, скажем, по теннису, ругали за каждый пропущенный мяч прям с первых попыток?
Движения отрабатывают на тренировках неделями, и это нормально.
Нормально — учиться письму и чтению в школе без двоек и порицаний.

— А что если стараться не станет, будет наспех карябать как попало?
— А что если мячик не будет ловить, а только баловаться?
Так не бывает?
Даже шпагат бедняжки отрабатывают - пищат, но трудятся (большинство по своему хотению, никто насильно не водил на моей памяти).
Почему же трудно представить, что же в школе без «из под палки» никак?

Отличившимся дают наклейки за усердие, за личный прогресс в навыках. Стараются  чтоб периодически  всем доставались смайлики на маечку, хотя бы за что-то.
Это работает. 

Нет «института первых учеников». Детей не сравнивают (и тем самым не стравливают — им жить вместе, сомнительная польза конкурентности в ранние годы позже выйдет боком).  
Никаких «публичных казней» на родительском собрании — с каждой семьей беседуют отдельно (назначают время), ребенка обязательно похвалить  присутствии родителей — это непременный ритуал.
Оценки за контрольные-проверочные (когда они уже появляются) не оглашают перед классом — а присылают домой по почте. 

Оценки по сто-бальной шкале. Проходной балл — смотря куда нужно проходить. 40 — слабовато, 50 — тоже не айс, 70 — прилично, хотя для каких-то направлений может и 90+ понадобится — по целевым предметам.  

Нет большого резона гонять четырех-пятилеток по прописям «зато потом будет круглым пятерошником и лучше всех в классе!» — тут не прокатит ни то, ни другое.
Даже через чур захваливать чудо-младенца, лихо пишуще-читающего не станут, а могут и попенять могут родителям, если обнаружится результат преждевременного натаскивания; прирожденный вундер по всем статьям отличается и это сразу заметно.
«Пятерошность» дитяти в среде подруг-знакомы будет цениться по результатам — куда в итоге с этими отметками отпрыску удастся попасть;
а «лучше всех» в школе — вообше не из области отметок =)

«Старый Мазай разболтался в сарае», нам до этого еще ой, как далеко ))

В иврите не учатся читать по слогам. Сразу целыми словами. Сначала короткие, потом подлиннее.
Спешить не требуется, научатся прямо в процессе освоения букваря.
Немного напоминает иероглифику: образ слова запечатляется целиком, а буквы служат своего рода мнемониками, помогающими отличить один «орнамент» от другого.
Букво-сложение и «настоящее» беглое чтение — разные навыки.
Ивритяне буквосложением не занимаются, сразу «схватывают» целыми словами и обучение проходит без мучений, весело и как-то как бы само собой.
Почти четверть века назад привели шестилетку в класс, даже еще не говорящего на иврите, к концу года — читает. Никто с ним не маялся над текстами, не отрабатывал с секундомером «чтение на скорость», в школе освоил. 

Мал-помалу и до стихов добрались.
Наизусть, у доски? Мои такого не припомнят.
На утренниках читают по бумажке.
— А память как же?
— А она точно развивается, а не используется в тех пределах, что уже есть в наличии? И, даже если. Тогда ведь нужно бы и оценивать по результатам тренинга на развитие памяти, а не сходу требовать навык декламации перед публикой.
Израильский подход мне больше по душе. 

Выступать перед аудиторией учат — презентации делают, начиная с садика и до вуза. Оценивают не качество выступления, а сам факт; и лишь в более взрослом возрасте — содержательность материала. 

Вставить букву, найти букву. Это уже второе полугодие.
Не форсируют продвижение по азбуке — кайф во главе угла :)

Составь рассказ про подарки. В четыре строки.
Да, мы к этому времени уже первые изложения писали. И рыдали над помарками, которые никаким топором.

Вот и Песах — это самый большой текст в книге

Программа примерно соответствует подготовительной группе детского сада 60-х по общему развитию, плюс начальные навыки чтения; возраст тот же.

В религиозном секторе начинают учить грамоте с трех, хотя тоже не спеша.
Не сказать, чтоб к старшим классам разница была заметна. 

  • Да и в светском: натасканные на модное в 90-ых и нулевых  «раннее чтение» в пять  — ничем особенным себя в последующем не проявили по сравнению с нашим поколением,  нормально научившиеся в семь.
                 (В два-три годика?
    — это домашние байки из серии                        «и вы говорите, дедушка!» =) )

Следующий комплект — математика

И геометрия — 

Начинается с оптической иллюзии «длиннее или короче»,
с переходом к измерениям:

Сколько углов, сколько сторон -

Сколько треугольников — до конца книги такие «развивашки»

Преобразования

Симметрия:

В компьютерное время живем, как-никак:

В конце вкладыши с наклейками -

Матан: считаем и закрашиваем

Сколько коровок, сколько курочек

Во второй четверти начинаем складывать. Визуально

На пальцах

А что если ребенок уже знает таблицу умножения наизусть?
Тут за такие «подвиги» родителей наверное бы арестовали =) (лет двадцать назад, тогда были строгости за «истязание ребенка программой не по возрасту»)
Нет, ну если юный Коля Колмогоров ошарашил бы соц.работников теоремой собственного сочинения, другое дело.
А дрессировка без понимания сразу заметна, даже если деть покладистый и не возражает или рад угодить маме-бабушке.

  • Домашнее обучение в принципе разрешено. Можно добиться и не только по медицинским показаниям. Но тоже все не просто, не «что-нибудь и как-нибудь», а по официальной программе и это проверяют.
    И завышение уровня тоже придется обосновывать с очень тщательными проверками (на особый случай программы для мега-одаренных тоже есть).
    А если просто очень хочется прокачать «раннее развитие» за установленными рамками —  проще  учить юное дарование физике-химии-ботанике качественно(всм. без формул) по методу мистера Фейнмана-папы, чем гнать школьную программу опережающими темпами.

Третья четверть — считаем в пределах двух десятков

И, вершина математического образования в первом классе : «больше — меньше» 

К учебным пособиям прилагается комплект наклеечек: буквы-циферки-фигурки

И пакет с линейками-трафаретами.

Однако, полторы тысячи за все удовольствие. Не хило.
(Для сравнения: пенсия по возрасту - три тысячи).
По понятным причинам подержанные учебники старших братьев -не вариант.


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →