Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Category:

Русский учитель в Америке

мы все учились понемногу
но если честно понемног
нам мало чем во взрослой жизни
помог © борго


Пост в жанре копипаста с примечаниями на полях



Андрей Тоом: Русский учитель в Америке
Перевод с английского Е.А. Муравьевой.

Я сталкивался с сильным сопротивлением некоторых моих американских учеников именно тогда, когда старался дать нечто непривычное. Они желали делать такие же тесты, какие делали прежде, только датированные другим числом.
Вот поэтому-то я и решил написать эту статью.

«Он должен учить по книге... »
...когда я приехал в эту страну, я ожидал получить большие возможности учить студентов мыслить критично, независимо и продуктивно, не встречая препятствий со стороны властей. Мое первое впечатление не противоречило этим ожиданиям. ... когда я начал преподавать так называемый бизнес-калькулюс в громадном университете штата, я оказался в совершенно новой ситуации. Все мои идеи насчет того, что студентов нужно учить думать, оказались совершенно не к месту. Больше всего меня поразило то, что многие студенты вообще не хотели, чтобы их учили думать, справляться с трудностями и решать интересные задачи. Они хотели лишь получать хорошие оценки с регулярностью конвейера.

предваряет эту главу воспоминание:

...очень помог мой школьный учитель математики, Александр Шершевский. Он стремился стать ученым, но не мог, поскольку в студенческие годы был замешан в «политике». (Должно быть, это была какая-то мелочь, иначе не ходить бы ему на свободе.)
(Или таки просто не смог, как тысячи других, подававших надежды?)
 Он уговорил меня посещать кружки – неофициальные математические занятия в Московском Университете (звучит чуть ли не как подпольные. Обычные курсы для школьников при универе). Там преимущественно занимались решением нестандартных задач. Каждый год проводилась олимпиада – конкурс на решение задач. Каждая задача была новой, непохожей на другие, и требовала нетривиальной идеи и строгого доказательства.

Автор упускает из внимания ключевое слово своего восторженного вступления - олимпиады!
Очень понимаю сшатовских студентов.
Мне запомнилась приписка к методичке одного из наших толковых преподавателей: "Если вы прорешали предлагаемые задачи и добросовестно усвоили материал семестра - на экзамене вас не ждет никаких сюрпризов". Здравомыслящий преподаватель с пониманием к тому, что экзаменационный мандраж - не лучший фон для "нетривиальных идей", готовили же обычных инженеров, а не будущих "рыцарей без страха". Экзамен - это не олимпиада, результаты которой не критичны для дальнейшей жизни участников.

Олимпиадного уровня задачи "на сообразительность", явно не порадовали экзаменующихся у Тоома.



Свое произведение автор посвятил вроде бы пагубному вмешательству политиков в науки, но текст перемежается в бесконечными высказываниями в духе:

...хорошее преподавание, стремящееся дать студентам настоящие знания, всегда было исполнено духом сопротивления советским чиновникам
...Мои родители принадлежали к артистическим кругам и давление цензуры было постоянной темой разговоров.


Воспитание всё объясняет.
На физфаке нам почему-то "линия партии" не мешала усваивать матан и дифуры



Я был поражен, что не могу найти ни одной нестандартной задачи в учебнике. Но я сказал себе: вот хороший случай показать, что я умею! Я УМЕЮ придумывать нестандартные задачи! ТАК я и сделал! И мой первый тест полностью провалился: он оказался настолько сложным для студентов, что большинство из них получили очень низкие оценки.
"один студент написал про меня: «Он должен преподавать по книге и давать на экзамене примеры из текста или похожие».

А то! Резвиться с нестандартными идеями на факультативе, чтобы "показать, что я умею" или обломать на экзамене заплативших за курс нехилую сумму - большая разница.

Методом проб и ошибок мне пришлось выяснить, какая большая часть элементарной математики является на этом курсе табу. ... Многие студенты терялись, когда я включал в тесты частично-определенные функции.

Методом тыка, на тестах? А прямо спросить, проходили или не проходили?
Тем более, что "элементарная математика" у него не синусы-косинусы, дроби и проценты, а уравнения в частных производных - это точно им нужно на специальности "бизнес-калькулюс"?

Понадобились месяцы пока суперзвезда от математики пришла к выводу что  -


Я создал много трудностей и себе самому, и руководству факультета, когда дал студентам список задач, которые сам составил. Я-то хотел дать студентам некоторые дополнительные знания, а они называли эта задачи «экстра-кредитными». Те студенты, которые их решали, претендовали на дополнительные очки, а те, кто их не решали, хотели получить полный балл.

Справедливо? Вполне.
Но маэстро обиделся


...мне позвонил один выпускник юридического факультета и; ссылаясь на решения администрации, обвинил меня в том, что я зря трачу деньги налогоплательщиков, обучая студентов тому, что для них бесполезно. После нескольких случаев такого рода руководство факультета решило не приглашать меня на следующий год, хотя они знали, что я компетентный преподаватель, нуждающийся в постоянной работе. Они не хотели проблем со студентами.

исюдадотянулсяпроклятый

После каждой контрольной я объяснял правильные решения. Многие студенты говорили: «Теперь понятно». Я радовался: цель моего преподавания достигнута. Но студенты говорили это с сожалением, подразумевавшим: «Это понимание бесполезно, поскольку наступило слишком поздно, чтобы обеспечить мне хорошую оценку».

Ну дык - Надо было объяснять До!

Они больше беспокоились о том, чтобы получить документы, подтверждающие наличие у них знаний, а не сами знания. Как только я начинал объяснять им что-то, хоть немного выходящее за пределы стандартного курса, они спрашивали с подозрением: «Это будет на тесте». Если я отвечал «нет», они тут же переставали слушать и всячески показывали, что я делаю что-то неподобающее.

И правы. Курс не единственный, надо беречь силы. Тестируется стандарт необходимых знаний.
Тоом так и не осознал разницу между курсом для будущих счетоводов и математическим кружком для особо одаренных.
И жалуется -


американские студенты желают точно знать заранее, какой процент итоговой оценки получается от домашних заданий, какой — от тестов каждого типа. Зачем? Это не секрет: чтобы наиболее эффективно решить проблему «максимина»: максимум оценки при минимуме учебы. Таким образом, оценка становится самоцелью, и ни студенты, ни родители, ни руководство университета не видят в этом ничего плохого.

При этом опытный препод решает обратную задачу - максимально эффективного разбиения "д.з - тесты" для проверки образовательного стандарта.
Не догнал, зато и уволили.


студенты жаловались на преподавателя математики, тоже недавнего выходца из России: «Мы платим столько же, сколько другие, но должны знать больше, чем они, чтобы получить такую же оценку».

Нет бы "он дает материал настолько глубже и так внятно, что после его занятий стандартный тест нам вообще тьфу!"
Увы, с более глубокими знаниями, но с худшими оценками в документах ни на производстве, ни в исследованиях себя не проявить - возможности не представится. Если теоретик не в состоянии "опуститься до столь приземленных" истин - его теориям место в кабинете, а не в классе бизнес-колледжа.


Иностранцы, однако, быстро понимают, что выжить здесь может только тот, кто приспособился к системе и не критикует ее. На разных уровнях новоприбывшим дают понять, что страна нуждается в интеллектуалах, но не слишком независимых. Это одна из причин, почему многие иммигранты, бывшие прекрасными преподавателями математики в России, так мало сделали для реформы американского образования.

Ага-ага, и тут злые козни и недооценили.

На одной из лекций, когда меня спросили, почему я даю задачи, непохожие на те, что в учебнике, я ответил: «Потому, что я хочу, чтобы вы знали элементарную математику». Я считал, что такой ответ достаточен. В Москве студент университета, которому сказали бы, что он не знает элементарной математики, смутился бы и немедленно вник бы в суть дела.
Представьте мое изумление, когда после такого ответа большая группа рослых взрослых поднялась и затопала к выходу.

Т.е. "я опираюсь на то, чего вы не проходили, мне похрен где вы будете это восполнять, учитесь как знаете, ибо привычный мне студент заткнулся бы, вызубрил назусть как стихотворение "скобка открывается/.../скобка закрывается" или написал шпору. А эти, ишь, какие, разжуй им!"

я прекрасно понимал, что идти вперед без заполнения пробелов в основах — все равно что строить на песке, я не мог позволить себе заботиться о студентах, поскольку должен был заботиться о том, чтобы они на меня не жаловалась.

Вот только о попытках объяснить ученикам необходимость заполнения пробелов ни слова. Из текста следует, что узнавать о пробелах они должны были прямо на тестах. И как-то выкручиваться самостоятельно.

В этом смысле свободный американский рынок труда укрощает вольнодумцев гораздо эффективнее, чем любые советские тираны: большинство американских математиков стараются как можно меньше связываться с образованием из-за существующей системы вознаграждений.

То чиновник мешает, то рынок. Ладно бы еще танцору обществоведу, но математику!





Встретившаяся в почтовой рассылке статья напомнила особенность, которая была присуща школьным проверочным работам, содержавшим более сложные задачи, чем те, что были пояснены и отработаны на уроке (мне не мешало, я оба варианта успевала решить и поделиться с соседями), но факт остается фактом. И в учебниках аналогично: объяснение начинается с простого примера, для самостоятельного решения предложены более заковыристые. И самое хитрозакрученное задание на контрольной. Непонятно зачем (я решала по "домашним заготовкам" - нравились мне олимпиадные задачники, а не потому что такая супер-находчивая).
В университете пришелся по душе более взвешенный подход: всякие изыски "со звездочками" - не для тестовых заданий. Освоил базовый уровень - уверенно напишешь. Показать себя - для этого есть тысяча возможностей на семинарах и на практике в лабораториях.
Во время недолгой своей педпрактики старалась применять такой же.

Бытует еще одна распространенная фишка с обидами за свой "это-такой-же-предмет-как-и-все": умный преподаватель "левых" курсов, присутствующих "для общего развития", находит гибкий подход, устраивающий всех, а ограниченный лезет в бутылку.
Однажды, какими-то правдами-неправдами, личными контактами в небольшой столичный университет удалось ввести эсперанто, как курс по выбору. На форум к нам приходили ребята, с просьбами растолковать задания; трудно было бы придумать более надежный способ оттолкнуть от предмета, чем фельдфебельский метод преподавания под выдающим неудовлетворенные амбиции лозунгом "такой-же-как"
. Из той же оперы: Напрыгала на двойку

Я за то, что базовые познания в объеме нынешней средней школы необходимы для общего интеллектуального развития. Вот только требовать "топовых" результатов одинаковых для "физиков" и "лириков" - не годится. Чему научил, убедившись, что понимают, решают - то и проверяй, а не то, что единицы освоят по собственному почину, а остальные вынуждены изворачиваться, списывать, зазубривать или устраивать на дому параллельный всеобуч с частными репетиторами.

С Днём, учителя!




Tags: #блогерскаяосень, #прошколу, мемуарчик, рассуждалово
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • ⋙⋘ Запишем уравнение ⋙⋘

    В сети активно обсуждают свежую "детскую задачу" про попугаев в зоопарке Догнавшие поясняют недоумевающим: составим неравенства! Сложим…

  • ПЛАЧ МАТЕМАТИКА

    "- Я не вижу, что пользы в том, что граждане носят в головах бледные воспоминания об алгебраических формулах и геометрических чертежах, и ясные…

  • Тригонометрия. На дальних подступах.

    Из серии "Как помочь внуку по..." на упреждение, раньше, чем реально потребуется помощь Сделаем пазл-игрушку с тригонометрическим уклоном…

  • То-то физики в загоне...

    Второй день болтается в топе текст с mel.fm: "Что бесит в школьной физике, рассказывают два учителя этого предмета — Иван Леонов и Александр Юрасов:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments