Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Categories:

Фоторассказ, как жанр



Вы комиксы в детстве любили? Может быть и сейчас не прочь?
Рассказы в детском журнале, с иллюстрацией во всю страницу завораживали (до сих пор помню, что-то про индейцев), объединяя в себе преимущества чтения и просмотра - яркую наглядность (мульт)фильма с возможностью притормозить в заинтересовавшем месте, вчитаться-всмотреться, обдумать ситуацию, и даже вообразить себя в том мире, с картинки.




Такие в наше время не издавали, не уверена, выпускают ли сейчас на русском. Да я их не очень и люблю, картинки глаз не радуют, а текст вычитывать мешают.



Настоящими "комиксами" в нашем детстве были диафильмы!
А каким удовольствием было разглядывать вкладки к изданиям Т.Хейердала, Ж-И.Кусто, известных и менее известных путешественников-натуралистов.

Что более всего разочаровывало в таком "комиксе"? То, что он быстро заканчивался!
Щедро проиллюстрированная повесть и в пухлый том не поместится,
в картинках выпускали короткие рассказы (из моих любимых - "Приключения Пифа").
К тому же рисование - процесс трудоемкий, каждое изображение - штучная работа.



- Вам нравились обстоятельные отступления с пейзажными зарисовками у классиков? Описание знаменитого дуба заучивали наизусть? Портреты героев выписывали?

Фоторассказ - это не книга с иллюстрациями. Это авторские иллюстрации к повествованию, написанному с учетом визуального-ряда, который составляет единое целое с текстом. Это самостоятельный жанр, имеющий только ему присущие черты и свои преимущества.
Зачем утяжелять рассказ, передавая на словах то, что можно показать? Автору "Кон-Тики" не пришлось изощряться с эпитетами, что бы достоверно и красочно описать внешний вид бальсового плота. Мы просто видим его на фото =) Тибор Сикель сделал фото-портреты представителей племени, с которыми подружился в джунглях, и ему не понадобилось вдаваться в подробности "такой-то нос, такие-то брови, такие-то бисерные повязки на шее" - мы все это рассмотрим сами :)

Но цветная полиграфия сложна в производстве, глянцевых страниц с фотодокументами было по минимуму.


И вот пришла цифра - каждый сам себе иллюстратор и издатель.
А с цифрой проявился... нет, не интерес к фото-рассказчикам, который бы способствовал оттачиванию стиля и совершенствованию фото-комиксов до уровня настоящей литературы, а негатив к жанру: "пытка слайдами" и другие теплые выражения в адрес желающих поделиться своими фото-трофеями.
"Идеальный пост - не более тридцати десятка картинок! и пять строк текста" - звучит как приговор.



Жанр фото-рассказа умер, не успев родиться.

- Но что поделать, если реально утомляет?.. десять, двадцать, серию из полсотни фот прокручивают все.
- Утомляет, потому что никакого рассказа и нет.

К фото-рассказу применимы те же законы жанра, что и к любому художественному тексту - интригующая завязка (загадка, постановка вопроса), развитие действия (поиска решения, препятствия на пути), кульминация (эврика!), и завершающий аккорд аплодисменты.
И требования примерно такие же, как к тексту - отсутствие повторов, сочетаемость элементов, ритм, связность иллюстрированного повествования.




В любом описании, будь это дорожные зарисовки, заметки из жизни - непременно есть атрибуты законченного произведения: что-то случилось, привлекло наше внимание, некоторым образом разрешилось, нашими или чьими-то усилиями, вызвало определенные переживания, натолкнуло на выводы.
Никто не пишет в стиле "Стою я с арбузом. На фоне заката. Стою на закате в пол-оборота. Арбуз в разрезе и я сижу рядом. Закат с соседней точки, в трех шагах. Я и арбуз и прилетела ворона. Ворона в трех шагах. Встрепенулась. Арбузная корка и ворона. .."
На какой фразе у вас иссякнет терпение, на десятой или еще раньше? А ведь ни одной фотки.
Читатель ждет, что должно что-то произойти, с арбузом, с вороной - зачем-то же об этом завели разговор?


От комикса и визуального ряда те же ожидания - что-то нам расскажут, что-то мы узнаем.
И разочарование, если ничего.

Можно написать афоризм и он останется в веках. Можно сочинить пирожок, который перепостит весь интернет. Можно снять кадр - который сам по себе рассказ.

Но никто не пристает к писателям, призывая ужать свою гениальную мысль до размеров афоризма 🍉;

Точно так же нет смысла указывать "допустимое" число фото-иллюстраций - не число кадров определяет качество фоторассказа: если на пятой, десятой картинке становится скучно - значит либо он не интересен сам по себе, либо это вообще не рассказ.


Интересен ли каталог или справочник? - Он и не должен. Важно чтобы был точен и подробен.
Возможно кого-то заинтересует детальный отчет "Все растения в М-ском ботаническом саду" и однажды посетитель скажет спасибо автору за скрупулезную фото-фиксацию.


Очень здорово при планировании путешествий помогают дотошно запечатленные окрестности достопримечательностей с ориентирами и подсказками - как найти, где лучше пройти. Справочный пост - полезная вещь для того, кто специально интересуется вопросом.
Если выложить в блоге справочник по элементной базе, наверное друзьям по соц.сети тоже нечего будет на это ответить.


К сожалению "многофот" часто грешат повторами (однотипными кадрами, на каждом из которых то одна, то другая деталь получилась более удачно - зрителю как бы предлагают синтезировать единый образ), монотонностью - постоянный средний план или, наоборот, вереница архитектурных украшений крупным планом.
Для справочника материал не достаточно систематизирован и аннотирован, для путеводителя не достает полезной информации, а для рассказа - содержания.

Представьте набор открыток: все красивые, и все - разные: на каждой разные места, объекты; то строения, то панорамные виды площадей и парков, то вид на набережную, то крупно мост через реку. Двух похожих не найдешь. Открытки тоже своего рода каталог "Что примечательного есть в нашем в городе".
Посты-открытки, посты-каталоги имеют право на жизнь и кому-то будут полезны.


Но хочется верить, что у жанра "фоторассказ" - тоже есть будущее.

АПД.
Судя по откликам, пока даже представление о жанре фоторассказа не сформировалось.
Иллюстрированное приложение к Википедии, дорожный лытдыб с подробным описанием увиденного и услышанного - может пригодится, как справочный материал, но это не рассказ.
И не полноценный путеводитель - что бы составить точное представление о выбранном месте, приходится, собираясь в поездку, просматривать десяток блогов (потому что, в отличии от рекламных туристических ресурсов, они хотя бы не врут).

Написать пошаговый отчет легче всего, но целевая аудитория таких записей - редкие посетители из гуглопоиска.
Друзья лайкнут фото до ката - и на том спасибо.
А для хорошего "набора открыток с видами Замоскворечья" - необходимо знание местности: выигрышных ракурсов, нужно удачное освещение, которого некогда дожидаться в путешествии.

Таким образом, жанр фоторассказа (с ударением на "рассказ") - лучший выбор для травел-блога.

Сценарий для примера:
"Переплыть океан"


(пляжный пейзаж)
Прелюдия:"Смотрел на купающихся детей - на больших черных покрышках, надувных кругах, заплывают все дальше, превращаясь в едва различимые точки"
(фото купальщиков)
"И подумалось - а как далеко можно заплыть?"
(закат на море)
"Пусть не круг, надувная лодка, чтобы сложить припасы, у меня такая есть"
(селфи на лодке)
"Море вопросов сразу: а если шторм? А топлива хватит? Или сил идти на веслах"
(фото шторма, весел...)
"Стал изучать материалы - карты ветров и течений"
(скрин из книги)
"Пойду по течению! В самый сезон!"
Завязка: Рассказ с иллюстрациями о сборах и приготовлениях.
Рассказ о сложностях с разрешениями (с забавными случаями из административной практики)
(Фото спонсорской амуниции)
Короткое упоминание о работе со спонсорами.
Развитие действия: Большое путешествие. С неожиданными осложнениями.
(Один сюжет - одно фото. Как в диафильме.)
Забавные истории - корабли, предлагающие спасение; моряки удивлялись: что эта лодка делает среди океана?
Апофеоз: разразился шторм. Едва не опрокинул. Выстоял, ура!
(фото потрепанного навеса на фоне морского пейзажа )
Долго ли коротко. Еда-вода кончается.
Спать хочется! Смертельно хочется спать! В полу-обмороке повторяю "Курс-вест!"
(крупным планом румпель/компас)
Развязка:
Земля на горизонте. В беспамятстве из последних сил.
(фото с выступлений)
Финал: Даю конференции, написал книгу.


Вы прослушали сценарий к фоторассказу по повести "На резиновой лодке через океан" (Ален Бомбар).

Можно ли описать в таком стиле поездку с тур-группой по известному маршруту? Или прогулку в соседний лесопарк?
- При желании всегда найдется, чему удивиться, чтобы задаться вопросом и найти решение. А рассказать интересно можно даже о лечении зубов и ремонте велосипеда, тому есть примеры в ЖЖ.

В комментариях напомнили о таком жанре, как травел-репортаж. Продукт профессиональных редакций, которым бюджет позволяет посетить малоизведанные уголки планеты, познавателен и увлекателен за счет новизны освещаемого предмета и мастерской работы оператора. Репортажная статья и художественный рассказ - разные жанры. Репортаж интересен за счет фактуры, рассказ - за счет истории.





Tags: #92днялета, фото-история
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 122 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Featured Posts from This Journal