Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Category:

Чтение в раннем возрасте



Мои младшие учились читать по флажкам. Нарисовала буквы на альбомных листах, повесила как гирлянду и ушла на работу. Пока рулила литейным цехом на ювелирной фабрике, дети выросли и читать научились. Ивритом занимались в садике, а русским - самостоятельно.
Истории по картинкам, выложенные на Прозе.ру, в ЖЖ прежде не показывала.



Как быстро все меняется в сети - в то время Проза.ру была известным, респектабельным проектом. Уже тогда с Главной и френдингом. Добавь возможность вставлять иллюстрации и получился бы отличный сервис авторских страниц, прежде чем соц.сети набрали разгон.
Интересные авторы встречались. Мне больше по душе воспоминания, чем полностью вымышленные истории.
Из своего выкладывала "Пешком по Алфавиту" (в ЖЖ у меня есть отрывок и сценарий к первой серии).


🕮 Алфавит в раннем возрасте

Стоит ли заниматься азбукой с ребенком раннего возраста?

- Мой в два года все буквы знает!
Кто-то старается познакомить малыша с премудростью чтения-письма как можно раньше.
Кто-то считает это продолжением родительского снобизма:
- Детей в соревнование амбиций втягивают, не изжитое ребячество юных родителей да и только!

🦉 Тут нет однозначного ответа - дети разные, у каждого свой путь постижения мира:
один тянется к картинкам, поскорей освоить книжки, рисование, чтение;
другой охотнее знакомится с предметным миром, ощупывает, наблюдает: за козявочками, травинками во дворе; машинами, механизмами; людьми и их отношениями - смотрит и впитывает; восприятие символов придет к такому ребенку в свое время, опыт же наблюдения за вещами и явлениями ничуть не менее ценен, чем ранние навыки самостоятельного буквосложения. Пусть каждый развивается по своим склонностям.

🦉 Но, что до самих букв, учить ли их на первом-втором-третьем- году жизни или нет (все же вокруг учат, как же без этого?), то беспокоиться незачем - задача несложная, любому малышу по силам, у которого уже названия нескольких сотен предметов в словарном запасе: запомнить еще тридцать – не проблема.
Тогда и появится у начинающей личности реальный выбор: увлечётся печатным словом, потянется к грамоте - на здоровье; останется просто дружен с буквами, как с прочими окружающими предметами, имеющими свои имена - тоже хорошо.

Но если запомнить буквы легко, отчего же страдания-причитания нетерпеливых бабушек-мамушек:
- Моему уже..., а он еще не..!
Как же так?
🦉 Ребенок с легкостью схватывает те слова, которые важны для повседневной жизни:
если растет в сельской местности, среди живности и растений, то прекрасно знает, как они называются; если папа возится во дворе с машиной, то и кроха-сын назовет-покажет и руль и мотор и педали с дворниками.

А вот представьте буквы реальными живыми существами - допустим есть ферма такая по выращиванию: приходи-рассматривай-общайся :) Наверняка любой ребенок за день бы со всеми перезнакомился!
Даже и не обязательно живые буквы – тематический парк-алфавит впечатлил бы не меньше:
- Скатись с А, пролезай в О! Забирайся верхом на Мягкий Знак!

Пока таких парков нет, пусть буквы обитают в воображаемой стране, живость детской фантазии делает ее осязаемой и реальной!


🕮 Как подготовить ребенка к чтению

Главная задача подготовительного периода – обеспечить ребенку богатство впечатлений, общих, и, отдельно - связанных с процессом чтения.
Если бабушка перекладывает страницы толстого справочника цветными закладками – любопытный малыш непременно обратит на это внимание; если папа с интересом открывает свежую газету, зачитывает маме примечательные новости, а мама увлеченно обсуждает с подругой статью из сетевого журнала - это уже не оставит ребенка равнодушным.
Не важно, что кроха не понимает о чем речь - он заметит, что взрослые постоянно что-то читают и запомнит это, как обыденное повседневное занятие.

- Почему-то не очень это работает, читать при ребенке...
- Потому что он не достаточно вовлечен в процесс.

Вспомните, как с первых дней вы говорили с младенцем обо всех производимых манипуляциях: "сейчас-ручки-помоем,-вот-так,-возьмем-мыльце,-водичка-у нас,-ну-ка,-хорошая-не горячая..."; продолжайте подобным же образом, только теперь для более сложных вещей: о переходе через улицу рассказывайте – где-когда-на какой свет; об отношениях со знакомыми: "Вон тетя Оля идет, сейчас мы с ней поздороваемся, помаши ручкой, тете будет приятно".

🦉 Непременно комментируйте все случаи, когда вы читаете: "Что это у нас, а, квитанция за свет, ну-ка почитаем, о, смотри, сколько нагорело!", "Так, тут что пишут? Ага, реклама, фирма "Золотой дождь" продает десять копеек по рублю. Ух, мошенники!". "А вот у нас новый миксер, давай-ка посмотрим, что тут в инструкции...", "А это что за объявление повесили...? – Пойдем-ка, придется водой запастись, пока не отключили."
- Зачем все это говорить несмышленышу? Он же не понимает про квитанции-инструкции...
- А зачем вы трехмесячному младенцу рассказывали про мытье рук, он что, знает, что такое мыло? Именно для того, чтоб стал "смышленышем"

А еще для того, чтобы ребенок не сомневался, что чтение – это важное и серьезное, "настоящее взрослое" дело.
Если же малышу показывают только детские книжки с картинками, а остальное проходит вне его внимания - у него останется впечатление, что это понарошку, игрушечное занятие и мотивация к чтению не сформируется настолько мощно, как в среде активно читающих взрослых.

🦉 Непременно _читайте_ детям книжки! Истории про зверюшек, большие красочные познавательные альбомы, рассказы о детях, показывайте журналы с забавными картинками. Пусть убедятся, что чтение – это весело и увлекательно. (Сказки и детские стихи все-таки стоило бы рассказывать наизусть).
Именно _читайте_, а не: поставил малышу диск с фильмами – и, пусть "развивается", там и про природу и сказки-мультики, ярко-пестро, от экрана не оторвешь.

Живое чтение важно не только для демонстрации навыка - очень существенно, что в книге действия, переживания героев _описаны_, а не показаны: ребенок получает представление о том, каким образом различные события можно передать _словами_; как выразить свою мысль языком - это необходимо, чтобы научиться _рассказывать_ и пересказывать. В школе это важнейший из навыков.

А в мультиках – какие там описания, диалоги и те упрощенные.
Как результат воспитания на видео-материалах проявляется "речевая недостаточность": ребенок предпочел бы самовыражаться тем способом, каким привык получать информацию, прямо так и хотел бы - иметь возможность "из головы проецировать как мультик, то, что он хочет сообщить", устно выразить не получается.

Звучащий текст будит фантазию: малыш представляет сказочных героев, воображает себя рядом с ними и на их месте – в фильме фантазировать некогда, кадры, сцены сменяются очень быстро. (Это не значит, что видео приносит какой-то особенный вред - нет, если не подменять им книгу и общение с ребенком.)
При непосредственном чтении вы можете остановиться на интересных моментах, спросить, как малыш понял то-то и то-то, объяснить незнакомые слова, ответить на "почемучкины" вопросы.


🕮

Второй этап подготовки к чтению – познакомить ребенка с символами.
С идеей символьной записи, как таковой.
🦉 Начинаем с самого простого. Шкафчики в саду обозначают картинками, у каждого своя, "машин шкафчик" – это флажок, у Пети – самолет.
Обратите внимание ребенка на дорожные знаки. На указатели "лестница", "лифт", стрелочка на выход.
Стоит присмотреться - мир вокруг оказывается полон символов-значков:
"У дяди Вовы пушечки на погонах, это значит он был артиллеристом."
Маркировка на приборах - одна звездочка: фен дует слабо, две сильнее, три – очень мощно.

🦉 Просто показывайте малышу разные попадающиеся по пути знаки и объясняйте их смысл.
Пусть привыкает к мысли, что каждому знаку соответствует некий факт реальности: символами заменяют слова для краткости и наглядности.
- "Троллейбус №8" - это вместо того чтобы написать: "Маршрут идет в Заречный район"
- А откуда все знают, что №8 – это на Заречный?
- Спрашивают у кого-нибудь или в справочной.
- А почему 8-й в Заречный, а на Центральную Площадь 39-й?
- А просто так.
(По очереди называли, как маршруты появлялись)
Это существенный момент для ребенка: символы бывают и "просто так, не на что не похожи".
Купили маечку – покажите малышу ярлычок: "Вот утюжок нарисован, можно гладить, а улитка зачеркнутая – отжимать осторожно".
При случае рассмотрите багажную маркировку: стрелочки - "Верх", зонтик - "Боится влаги", рюмка - "Хрупкое" и т.п., ребенку постарше предложите угадать, что они обозначают. Придумывайте с ним собственную символику: – "Надпись "макароны" видишь какая длинная – никак на баночке не помещается, что бы нам такое на ней нарисовать?", "Давай пометим коробочки с пуговицами и с иголками, чтоб знать, где что".
Дети очень любят заполнять "календарь погоды": в таблице с большими клеточками рисуют какой был день – "ясно" - солнышко, "пасмурно" – тучку, а это ведь тоже символы.
В лифте, в поликлинике - множество разнообразных символических обозначений.
Не старайтесь вывалить на ребенка всевозможные сведения разом, показывайте постепенно, мимоходом: у медпункта - красный крест на двери, на почтовом ящике – тоже свой знак (если ребенок заинтересуется: почитали-рассказали об истории почтовой связи; в сети можно найти символику почты разных стран - олени, рожок..). На силовом щитке - молния, тоже повод для беседы.

- Сколько времени займет подготовка и когда начинать?
🦉 Постепенно привлекать внимание ребенка к процессу чтения и значкам-символам можно с того момента, когда он уже уверенно знает названия и смысл простых бытовых действий и комментировать такие манипуляции как "завяжем шапочку - чтоб она не упала, наденем носочки - чтоб ножки не испачкались" больше не требуется.
Не нужно форсировать, не ждите мгновенного результата – не месяц и не два, может быть год, может и больше.
Да и куда спешить?
Когда ребенок будет полностью готов к восприятию грамоты – навык чтения он освоит быстро, возможно даже без всяких специальных усилий с вашей стороны, только ахните: "Надо же, сам выучился!" :)

- А как же модный призыв "Читать раньше чем ходить", "Букварь в пеленках", погремушки в виде букв?
🦉 Грудной ребенок слишком предметно воспримет буквы-игрушки, понятия о символах у него еще никакого. Читающего голубя в цирке видели?
Ну, допустим, даже получилось - но зачем? Начнет читать, раньше чем говорить и наденет очки, прежде чем снимет подгузник?
Что такого будет читать двухлетний младенец? Как вы себе это представляете – сунете ему детскую энциклопедию и - оляля, можно оставить и не беспокоиться, детишка занята? С ним же все равно надо сидеть и растолковывать каждое слово.

🦉 Богатство и разнообразие впечатлений – самое главное в раннем возрасте: и по лужам попрыгать и в тесто руками; пробежаться босиком по камушкам и поваляться на траве; рисовать мелом и красками, лепить, строить запруды на ручьях; побывать на кукольном спектакле, на елке-утреннике, сходить в гости на день рожденья, посмотреть праздничный салют, намокнуть под летним дождем и собрать опадающие осенние листья; покидаться снежками; погладить кролика в живом уголке и покормить ослика в зоопарке - тысячи интереснейших дел ждут ребенка в окружающем мире.
Что даст чтение без опыта собственных ощущений, впечатлений от природы, событий, отношений с окружающими?
О чем читать в пеленках, о каше и соске?

Готовьте ребенка к чтению, создавая необходимую для этого обстановку, когда придет время - он всему научится, осмысленному, заинтересованному чтению, а не механическому воспроизведению.

Как узнать, что малыш уже готов читать?
🦉 Однажды вы замечаете, что ребенок начинает проявлять интерес к книжным строчкам – изображает "чтение", самостоятельно и уверенно произносит по складам считалочки – предложите ему незнакомую и он так же легко отобьет в ритме прыгающего мячика. Отличает, когда слова рифмуются, а когда "ни в склад, ни в лад". Пытается строить слова из кубиков, активно интересуется, как пишутся знакомые имена и с гордостью подписывает рисунки - "МАМА", "ПАПА", "МИША", а там и "НАШ ДОМ", "СОБАКА ТЯПА".

🦉 Не навязывайте малышу "уроков" чтения и письма, пусть делает то, что ему интересно, продвигается в удобном для него темпе.
Попробуйте поиграть "в чтение": составьте сообщения из пиктограмм, знакомых дорожных знаков. "Куда спряталась буква" – определить в каком слове есть та или иная буква. "Буквы в квартирах" – рассортировать карточки предметного лото по начальным буквам. Если ребенок легко и с удовольствием подхватывает эти упражнения, радуется, что он "уже почти читает", значит готов продолжить занятия.

🦉 Хвалите! Поддерживайте едва наметившиеся успехи в постижении грамоты возгласами восторга искреннего одобрения, делитесь с домашними: "сегодня сам прочитал слово "дом"!" Это делается не для того, что бы задрать до небес самооценку ребенка: вспомните, как вся семья радостно подхватывала в беспорядочном лепетании первый слог, весьма отдаленно напоминающий "ма" или "па" - так малыш учился говорить на родном языке, ориентируясь на реакцию окружающих. Дошколёнка нужна такая же поддержка - за сложенное на кубиках слово, почти удавшуюся попытку удержать равновесие на велосипеде - за любое движение в нужном направлении. Тогда он будет знать, что направление верное, что старания и усилия не в пустую.
- Не разбалуется, захваливать так?
- Не разбалуется, если отмечать достижения, каждый пусть маленький, неуверенный, но шажок вперед.
А не осыпать дежурными похвалами за то, что уже давно освоил и делает на своем обычном уровне.

🦉 "Маме и бабушке очень нравилось, когда я им читала" - из откликов в комментариях.
- Это лучшая методика: не надо заставлять, не надо уговаривать, сулить подарки за прочитанный текст - ваша радость будет малышу лучшей наградой. Неподдельное удовольствие от того, какой смышленый ребенок, как уже вырос, совершенно корректно описывается фразой "я так люблю, когда ты мне читаешь!".



🕮 Вдогонку к давишним статьям:

- А-вот-соседка-говорит, что у них в ползунковой группе все уже читают, не хочется чувствовать себя отсталыми..
- Анек помните? - И вы говорите, дедушка!


Историю "как я в три годика сидел на стульчике перед ясельной группой и выразительно читал им трехтомник Фихтенгольца в подлиннике Пушкина по собранию сочинений" я слышала в десятке вариаций, все как один авторы помнят эти достижения со слов родителей. Сама видела бойких малышей, ловко пересказывающих по картинкам, еще и пальчиком по строкам водят :)
Но то, что сейчас при поступлении в школу проверяют беглое чтение, факт.

Интересно, что стало с детьми Никитиных и прочих, с которых пошла мода тянуть морковь за хвостик, чтоб росла скорее на "раннее развитие"? Что-то про нобелевских лауреатов с такими фамилиями не слышно.
Гугл сообщает, что выучились - физики, техники, юрист, журналист, нормально устроились. Но.. для этого поступать в школу с пяти лет не обязательно.

Некоторые малыши начинают ходить в девять месяцев, некоторые в тринадцать; кто говорит предложениями в полтора года, кто-то и в два еще не очень. К восьми годам все выравниваются и это уже не имеет значения, бегают и болтают наравне. Поэтому и в школу отдавали с этого возраста, потом с семи, шести.. У нас обязателен "нулевой класс" (ган хова), для пятилеток.
В религиозном секторе традиционно отдают детей в хедер с трех лет. Им приходилось - в силу запретов, обучать Торе совсем мелких, на которых власти не обращали внимания. Научить чтению в таком возрасте реально.
Но светские считают, что в нынешней ситуации незачем, важнее прокачать другие дошкольные навыки; а "бежать впереди других" школьным успехам не поможет - тут всё иначе устроено.

Научить дошколенка можно, никаких чудес в этом нет - буквам, обращению с веретеном, мужичок-с-ноготок умел управляться с повозкой. В иорданской Петре трех-пяти-летняя малышня лихо продает открытки, отсчитывает сдачу, на ходу конвертируя динары в доллары.

В наше время просто не принято было торопить события, а потом в газетах, как некое чудо, расписали читающих малюток, приправив историями из детства великих: "Колмагоров в пять лет теорему доказал" и начался бум. Только ведь из того, что у корифея способности к математике проявились рано, отнюдь не следует, что разучив с малышом теорему, гарантированно вырастим Колмагорова.

Не факт, что рожденным в нулевые обитателям соц.сетей раннее чтение помогло. Инста, Твиттер и Тик-Ток - не нашего времени забавы, так же как "три фото + пол-странички текста = идеальный пост" - стандарт как раз "раннеразвитого" поколения. Олдфагов, которые в массе постигали чтение в школе, не смущали "портянки" публикаций и "многабукф". А науку мощно продвинули те, кто поступал в гимназию десятилетними.
Кто смелый признается, что не "читал в четыре годика"? =)




На эсперанто фонетическое письмо (буквы соответствуют звукам "как слышится"), базового читательского навыка достаточно, что бы, зная латиницу, правильно понимать написанное.


Делитесь своими идеями в хешмобе "какпомочьребенку_по.." - по физике, математике, чтению, рисованию, даже по физкультуре. И - подготовиться к учебе.
Что нужно сделать: опубликуйте в своем журнале пост с описанием опыта подготовки к школе, расскажите в нем о ваших находках, удачных методах, которые могут помочь другим семьям. Поставьте хештег #готовимсякучебе. Общайтесь на странице хешмоба с участниками облачного сообщества.
Удачи маленьким школьникам в приближающемся учебном году!


Tags: #92днялета, #готовимсякучебе, babuŝka_13, готовимся_к_учебе
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 102 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →