Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Приметы хорошего текста




Легко разобрать неудачный текст - найти огрехи, указать на недочеты, это умеют даже роботы на специализированных сайтах - подчеркнут заезженные эпитеты и "ясельные" сравнения ("лазурное небо над бескрайними песчаными равнинами цвета яичного желтка"). На ресурсах для рерайтеров встречается забавный критерий "тошнотность текста" (Повторяемость. Это не всегда плохо, иногда наоборот, требуется впихнуть двадцать две "щеколды самовывозом" в две строчки текста =)



Плохой текст - он и в африке плохой для кого угодно. Затянутый, путаный ("кто на ком стоял?"), бессодержательный или робкий, ученический (с явно считываемым посылом "пусть организатор меня похвалит"; вместо того чтобы писать обычным порядком, используя задание как инфо-повод). Заметно, когда самому автору не интересен предмет повествования, заметно, даже если он блестяще владеет словом и сочинение получается гладким как леденец - и таким же приторным =)



А вот хорош ли текст - определить сложнее: смотря кому он предназначен и какие цели преследует.
Сообщения средств массовой информации, размещенных на блогоплатформе, имеют свой узнаваемый формат, который не спутаешь с рассказом на завалинке - каждая фраза продумана, каждое слово в цель (иногда читаешь и ощущение будто гвозди в голову забивают, "остриё пера" то самое).
Вы любите новости читать? - Странный вопрос, правда? Их просматривают не для удовольствия, а чтобы быть в курсе.

Если изложено сжато, по делу - это еще не значит, что увлекательно.

Секрет увлекательности - никакой не секрет. Завязка, развитие сюжета, кульминация, концовка... приемами, известными из школьной программы, интуитивно пользуются хорошие рассказчики, любимцы дворовой публики: интрига, зацепить и удержать! Без долгой раскачки, сразу быка за рога: "Раз пошли мы за лабазы, как вдруг!..."

Это "вдруг" в разных вариациях будет  повторяться, подогревая интерес слушателей :) Завзятые балагуры сдобрят свою речь острым словцом
неповторимыми фирменными оборотами - вот он, рецепт успеха ) На одно или два выступления.

Правильно выстроенный рассказ, приукрашенный словесными завитушками - тоже еще не все.

А что еще?
- То самое, набившее оскомину: "что хотел сказать автор".
-
Что хотел, то и сказал! Увидел парус, море блестит на солнце - и описал в стихах!
Те, кому не повезло с уроками литературы, остались в уверенности, что "ну положено натягивать сову говорить, про революционные настроения дерзновенные порывы, а на самом деле романы и повести - это истории про героев, приключения-отношения."

В "методах преподавания"(физики, напр) существует понятие - "сверхзадача урока", звучит немного пафосно, но это лишь термин. Тема урока, скажем: -Кто была жена у Бойля-Мариотта "Закон Бойля-Мариотта", а сверх-задача - закрепить представление о тепловых взаимодействиях, научиться строить рассуждения на основе молекулярно-кинетической теории .

Литературное мастерство - это умение избегая прямых указаний на идею, за которую выступает автор, наталкивать читателя на нужные выводы исподволь. Иногда целью является всего лишь заронить сомнение в каких-либо устоявшихся представлениях

"... а за окном крикливый годовас донимал мастифа, оставленного на привязи; в результате навязчивых ласк несчастное животное едва не лишилось глаз; я перешла от Биркин к Валентино, не зная на чем остановиться, к платьицу подходила волшебная сумочка от Г, а В к обстановке вечернего клуба, в котором я могу себе позволить отдохнуть от адского треша в приемной моего шефа, где невнятного вида просительницы, изможденные кошелки..ами, вечно загромождают своими замызганными колясками проход... " .

Открывший запись в дневнике/статью/книгу/ остается в уверенности, что прочитал лытдыбр, бытовую зарисовку, обзор брендовых моделей, авантюрно-приключенческий роман, не задумываясь об оставленных в сознании "закладках". Опытные стратеги не спешат, рассчитывая, что капля камень точит.



Порой можно наблюдать, как грубо реализуют эту тактику в блогах:
"Дом и сад - без затрат!
Поликсена - расторопная хозяйка: и в доме все блестит и в саду успевает. Каждая рачительная хозяйка использует в быту... <нажмите, чтобы прочитать> настольную бетономешалку КруЗам. Оптимальное соотношение качества раствора с гибкими настройками позволяет Полексене осуществить свои творческие замыслы по ландшафтному дизайну".
Примерно так пишет тексты бредогенератор на сайте "помощник копирайтера".
Вам пытаются продать бетономешалку? - Нет! Сверх-задача заметки - продать "себя", получить "заход" и предъявить статистику посещаемости рекламодателю. На эту цель работают заголовок и начало записи.
Хорош ли такой текст? Купились, зашли - значит хороший, для своих целей.



"Бетономешалка" не обязательно имеет предметное воплощение, идеи "продают" так же. Тихой сапой. Под видом "случая из жизни". По ходу повествования публикатор вворачивает восторженные или, наоборот, уничижительные определения в адрес целевых объектов, пытаясь навязать аудитории свое к ним отношение.
Мы наблюдали это во время недавнего хешмоба #мойполк: "звон побрякушек", "на палках", "как стадо" - к любому событию легко подобрать ругательные характеристики, с этим справляются даже дети из горшковой группы.
В привычном нам культурном контексте не принято выражаться прямолинейно "я испытываю враждебные чувства, потому что играю за другую команду", принято бить на эмоции. Закон восприятия.


blog_006.gif



Стало быть "хороший текст" - это когда изложено внятно, интрига разрешилась неожиданной концовкой, еще и с идейной подоплёкой?
- Складный рассказ без "сверх-задачи" - пустое краснобайство, легко читается, моментально забывается.
А хорош ли "идейный" контент - зависит от нашего отношения к этой идее. Тот, с которым мы заведомо согласны - приносит удовлетворение; пропитанный чуждыми установками - отвергается.



Следствие: вы всё равно не сможете понравится всем (к доллару и то есть вопросы), не стоит ориентироваться на "медианный запрос", его не существует, кому-то подавай отчерченные поля строго три клетки, а кому-то важнее - оригинальное решение проблемы.
(Куда чаще встречается антипример: идеальные отступы, лицензионный шрифт, многообещающий заголовок, типа "Как успокоить ревущего младенца?", а под ним - пшик: спасибо, кеп! без вас мы не знали "режим, кормить, гулять, играть, фейковый перечень народов, где младенцы не плачут").
Еще классиками замечено: читатель - соавтор сюжета, преломляет его через себя, расцвечивает и - домысливает. В многогранном повествовании каждый "со-чувствующий" найдет свою "главную идею" (даже ту, о которой автор и не подозревает). Талантливое произведение созвучно многим и лишь гениальное - миллионам (ю-туб не предлагать, таких "подписчиков" и вы можете привлечь, ремесло нехитрое).
Практическая рекомендация: не надо вкладывать в текст более чем одну "сверхзадачу". Например выступление в защиту невинно репрессированного глагола "ложить" не стоит сочетать с пособием по заусовке кафеля, лучше посвятить этим вопросам отдельные записи.

Хороший текст, подчеркну - для меня:  тот, который увлекательно знакомит с незнакомыми мне вещами, не навязывает готовых шаблонов, а заставляет задуматься.


Хочу добавить несколько замечаний
О правилах хорошего тона в блогах

Так же как в реальном мире: если живешь на отшибе, никого к себе не ждешь - расшаркиваться не обязан.
Но если взял в руки транспарант "добро пожаловать" и открыл двери гостям (например, приняв участие в хешмобе) - будь добр уделить внимание предлагаемому угощению:  черствый сухарик "мои твитты" едва ли можно назвать питательным; а "Превьюшечку не желаете? У меня там на Инстаграме не доели стол накрыт" - отдает "второй свежестью".
Помните конфету "Ну-ка отними!"? Трюк с внешней ссылкой "Продолжение этой замечательной истории читайте у меня на стендалоне!" - верный способ оказаться под фильром разок-другой прокатит :)




Обстоятельные исследования с многочисленными иллюстрациями - фишка ЖЖ, то, что всегда отличало его от соц.сетей, заточенных на обмен репликами. Только не стоит всех задруженных рассматривать как бетта-тестеров на подряде и доискиваться: тщательно ли посетитель проштудировал дорогое авторскому сердцу, выношенное и выпестованное произведение - пощадите своих друзей, у них еще и другие занятия есть =)



Смог - углубился под кат. Не успел, отозвался на верхнее фото - и за такой отклик спасибо.
Так же как в реале мы не каждый раз пускаемся в пространные беседы со знакомыми, то словом перебросимся, то кивнем на бегу.
Отсюда следствие - до ката стоит оставить фото умеренного размера, снабдив его внятным синопсисом - о чем статья. А развернутый материал упрятать под спойлер - для тех, кто заинтересован узнать обо всем в подробностях.

- Это что же получается, "ты мне, я тебе?"
- Опять же, все как в жизни: станете ли вы кивать тому, кто не отвечает на приветствия? В блогах так же. Добрые друзья не подсчитывают взаимозаходы; закрутившись с делами могут пропустить важное сообщение, но остаются на связи. А тот, кто совсем пропал с горизонта, теряется из виду.
Речь, конечно, о дневниковых записях, о журналах, которые ведутся для души. С целью на досуге пообщаться со знакомыми, а не "собрать аудиторию"
- А как же известные медиа-проекты,  которые в комментариях не отмечаются, только посты готовят..?
- Там другие технологии, это профессиональная деятельность, для которой нужна профильная подготовка и прочие атрибуты серьезного производства.

Хороший тон в блоге - это не для кого-то, это для себя. Отличный способ отвадить гостей - не заморачиваться на содержании и оформлении "угощений". Добавлю к этому, что считаю текст и комментарии единым произведением - но это отдельный разговор.




Перефразированный пирожок:
"вы так мне отказали в лайке
как будто он у вас один
как будто он у вас последний
и просто кончится на мне"


АПД. Не могу не откликнуться на затронутый в обсуждениях нюанс - мой любимый размер востребованный объем поста. Ну я, напр., люблю развернутое изложение, без воды, но обстоятельные, со вниманием к деталям. "Сестрица краткость" - не мой герой, я предпочитаю брата :) Когда составляю маршрут - респект и уважуха автору за лонгрид "я гуляю по.." с двумя сотнями фотографий.
Если френд настаивает "давай покороче" - скорее всего ему не интересен ваш журнал вообще. (А кто-то честно признался: "я писать люблю, а не читать, хорошие посты - которые можно охватить одним взглядом")
Вывод: "На каждую кастрюльку найдется крышечка" - всех послушай, а сделай, как считаешь нужным :) И ставь кат!

Чтобы не повторяться, смотрите записи по тегу -


Tags: #92днялета, ЖуЖЖательное
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Овертон открывает окошко

    СУП выкатил новую функцию «новый пост из коммента», я по старинке, без функций, не хочу пиарить непотребство. На верхушке рейтинга, как повидло в…

  • Давайте закидаем редактора свежими постами!

    Теми самыми, что "я не хожу на главную, читаю френдленту!", среди которых наверняка есть не только "о своем, о девичьем", а и такое, что гораздо…

  • Учимся жарить заголовки

    Продолжая тему Юному монетизатору на заметку Школьнику дали в зубы Зубочистку фирмы Офигуччи из углепластика с титановым сердечником. В…

  • К  эСКалации будь готов!

    Меня часто спрашивают поинтересовались пару раз "Что такое джинса?". Поясню на примере Прямая реклама: Бытовая настольная…

  • Мальчик с матюгальником

    Субботняя зарисовочка. Слоняется по двору пацанёнок с мегафоном, типа милицейского. Не то стащил дома, не то дали поиграть. Вот она мечта - заявить…

  • ☕ Фото-рассказ, как жанр или как не надо писать

    Попытка литературно-критического анализа АВТОРские затеи. (Не)френдообзор. На самом деле жанр позитивной критики реально сложней, чем критики…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 97 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →