
Случившееся на днях полутеневое на глаз не различить - луна, да и луна, сияет, как ни в чем ни бывало. Но если сравнить два фотопортрета красавицы Селены - до и в момент затмения - станет заметна тень, надвинувшаяся со стороны Моря Изобилия расплывчатым пятном округлой формы. А была бы Земля наша как блин - то в очертаниях тени просматривалась бы скорее полоса, чем пятно. Потому что тень от диска, если светить на него с боку - узкая черта. Затмение - очередной повод рассказать детям о небесных явлениях: выйти на открытое место, запечатлеть событие, а спросят "что сегодня такого особенного?" - показать тень на фото, сравнить с тенью от мяча и от диска (напр. взять крышку от какой-нибудь круглой коробки).

Вот она, входящая в полутень Луна, как позавчерашним вечером. В более удачных случаях можно ее застать и полностью в тени.
Десятки примелькавшихся чертежей наглядно представляют суть досконально разжеванного процесса: что неожиданного в нем можно найти?
Однако самый интересный вопрос, появляющийся при внимательном изучении схем не - "почему бывает затмение?", а - "почему оно случается не каждый месяц?"

Смоделируйте расстановку небесных сил на подручных предметах и - наводящими вопросами подведите ребенка к мысли "что-то тут не так".
Земля-Луна-Солнце два раза в месяц выстраиваются в линию, полнолуния и "ночь черной Луны" происходят регулярно. А вот затмения наблюдаются гораздо реже.
Заученные ответы на незаданные вопросы - это лишь тренировка памяти.
Знания - это решения, добытые в процессе поиска. Любопытство - двигатель познания.
А чтобы было, что искать - надо побольше наблюдать за тем, что вокруг нас. Самые привычные, хорошо знакомые небесные светила предоставляют массу возможностей для необременительных, но познавательных наблюдений. И множество поводов

Чертеж придется делать, утрируя наклонные линии,
чтобы показать, как Солнце освещает Луну "поверх" Земли.
Луна обращается вокруг нашей планеты почти в той же плоскости, что и Земля вокруг Солнца (на языке астрономии: "в плоскости эклиптики"). И этого "почти" достаточно, чтобы затмения происходили лишь в особых случаях, всего несколько раз в год.
Следующее лунное - 5 июля.
А 21 июня - можно будет наблюдать кольцеобразное солнечное, не пропустите! В отличии от легкой дымки на светлом лике Луны, солнечное протекает более наглядно :)

Для полноты впечатлений поехали в поле, полюбоваться "клубничным" полнолунием в менее стесненных условиях:

У горизонта плотные атмосферные слои придают светилу заметный апельсиновый оттенок -



Мяч летит в корзину :)
Затмение началось, когда Луна была уже достаточно высоко и на фото предстала в холодных тонах:

Днем позже: невооруженному глазу Луна представляется такой же круглой и яркой, как и в полнолуние,
однако на фото заметно начало убывания - на затененном краю четче выступают очертания кратеров:

Сегодня-завтра она будет еще рельефнее. Как раз как и рекомендуется снимать портреты - в три четверти =)

Еще один любопытный момент: уделите минуту вечернему небу - обратите внимание откуда появляется Луна.
И если хватит решимости подняться на заре - посмотрите, где встает Солнце.
Разве они не следуют по одному и тому же пути на нашем небосводе и восходить должны в одной и той же точке - поскольку земная и лунная орбиты лежат в одной и той же плоскости эклиптики?..
Легкое отклонение лунной орбиты от этой плоскости зачастую опускают "для простоты объяснений".
Но в реальности эффект более чем заметный -

Снято с одного места: Луна субботним вечером взошла заметно южнее точки востока,
а солнце утром следующего дня - существенно севернее (как и положено в летний сезон)

(Сейчас есть мобильные приложения для определения сторон света,
нет нужды дожидаться равноденствия, чтобы найти направление на восток)

Хешмоб - #ЗЕМЛЯ_ШАР
Посрамим "плоскоземельщиков"! Каким образом?
- Свидетельскими показаниями о том, что солнце летом встает не в том же месте, что зимой, а луна восходит не там же, где солнце, что точка восхода перемещается по горизонту и расстояние между местами "где рождает поле зарю" зимой и летом - в Краснодаре совсем не такое, как в Архангельске.
Организовать это на плоской Земле не реально, тогда как планетная система с Солнцем в центре объясняет наблюдаемые явления самым элегантным образом.
Подрастут дети, пойдут в интернет, встретят сетевых озорников с подначками "А ты докажи!", "А ученые всё выдумали, сговорились и скрывают и в учебниках неправда", отмахнуться от них? Гораздо убедительнее будет звучать: "А мы с друзьями сами наблюдали! И друзья у нас по всему свету. Всё сходится, таких результатов не получишь иначе кроме как находясь на шаре!"
Что нужно сделать для участия в хешмобе: 1. Сфотографируйте рассвет (или закат). 2. Запомните место, с которого снимали. 3. Снимите с того же самого места рассвет(закат) в период летнего и зимнего солнцестояния и в дни осеннего и весеннего равноденствий. 4. Публикуйте снимки в своем журнале с указанием места и даты. 5. Поставьте хештег #ЗЕМЛЯ_ШАР. Опционально: Покажите ребенку разницу и объясните, почему так происходит. Расскажите, какие у него появились вопросы. Сравните с другими публикациями на странице хешмоба.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →