Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Category:

Большая крокодила, про ямбы и хореи



Вычисление стихотворного размера он-лайн: http://neogranka.ru/razmer_stiha.html
Развлекаюсь :)

stih_011.JPG

[Spoiler (click to open)]Детские считалочки, дворовые куплеты - всё больше хореем:

stih_012.JPG



stih_010.JPG


stih_009.JPG


stih_008.JPG


stih_007.JPG


И частушки тоже:

stih_006.JPG

Не спроста, наверное это самый "складный" размер

stih_005.JPG


Других  размеров в народном творчестве не вспомнилось,

Вот разве что случайный дактиль:

stih_002.JPG


Пирошки, правда, аж целый амфибрахий -

stih_001.JPG

но это не устное творчество - вряд ли их кто вслух читает


А ямб - это классика

stih_003.JPG


Вроде бы все знают - ямб начинается с безударного слога, хорей с ударного, бывают еще более изощренные чередования, но даже с этими самыми простыми на деле не так легко определиться. Робот и тот, результат выдает "с некоторой вероятностью"

Что говорят спецы по стихометрии: [Spoiler (click to open)]

"В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).
Однако тут же начинаются проблемы. Вы бе­ретесь за «Евгения Онегина», твердо со шко­лы зная, что он написан ямбом — четырех­стопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.

Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.

Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?

Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырех­стопный ямб, теперь Тютчев:

Мы́сль изрече́нная е́сть ло́жь.

Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6­-м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое пора­зительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеаль­ного» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»!
То же самое с анапестами и дактилями (трех­сложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дак­тилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шеле­стя́т тополя́…»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:
Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —

Самый легкий способ определить простой (клас­сический, силлабо-тонический) метр — это скан­дирование. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попыт­ка почув­ство­вать ритм, под­ставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:

мойДЯ!дяСА!мыхЧЕСТ!ныхПРА!вил

мысльИ!зреЧЕ!наЯ!естьЛОЖЬ!

Стиховед Александр Илюшин предложил изящ­ный способ, как перевести резуль­­таты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:

Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня
Ямб: Ива́н-Ива́н-Ива́н-Ива́н
Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка
Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша
Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн

Проскандировали строчку? Теперь посмо­трите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкреп­ления.
А теперь — Немного о науке
Какие определения ямба и хорея приняты в стро­гой науке? Примерно такие: ямб — метр, в кото­ром ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.
Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объяс­няет строки «Когда не в шутку занемог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он уважать себя заставил» (ударе­ния нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «не­односложных»: тогда можно не думать о приме­рах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действи­тельно, здесь есть «лиш­ние» ударе­ния — но все они обеспечены односложными слова­ми, а их мы дого­ворились не учитывать.

Но есть две проблемы. Во-первых, это определе­ние верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или ана­песта (трехсложных силлабо-тонических размеров) его при­шлось бы менять на «ударения неоднослож­ных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, напри­мер, дольников («Все мы бражники здесь, блуд­ницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по обла­кам») или такто­виков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестни­цу») вообще нельзя вывести из этого правила.

Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нару­шаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в его́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).

Могут нарушаться потому, что поэт приспо­сабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не пред­положить, что у Пушкина ошибка в метре.

И, самое главное, могут нарушаться спе­циально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает пра­вила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворе­ние Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:

Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —

Не с теми, ливнями огней
В бе́здну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —

Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!

Дуб богоборческий! В бои
Всем корнем шествующий!
и́вы-провидицы мои!
Березы-девственницы!

Вяз — яростный Авессалом,
На пытке вздыбленная
Сосна — ты, уст моих псалом:
Го́речь рябиновая…

К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!

Зеленых отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!

Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «наруше­ние» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как прояв­ление поэтиче­ской силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.

Что же делать?!
Итак, вы попытались применить скандиро­вание или что-то еще, но у вас не полу­чилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь каран­дашом. Возьмите текст или, если он боль­шой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Рас­ставьте в нем уда­рения так, как вам кажется правильно, счи­таясь с интуи­цией (понятное дело, что суще­ствительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безудар­ны, а остальные части речи — по-раз­ному. Напри­мер, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае ско­рее ударное, а в дру­гом скорее нет — так и отмечайте).

Между ударениями у вас окажутся безудар­ные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:



Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи­тается, что иногда поэт пишет без любой метри­ческой схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распреде­ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу­дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове­риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най­ти более строгое соответствие:
— Если у вас получился тактовик, но интер­валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са­мом деле ямбом и хореем (с помо­щью скандирования).

— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помо­щью скандирования про­верь­те, вдруг это идеаль­ный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверх­схемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напе­вать, то станет ясно, что это чистейший анапест.

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде­лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди­рования.

Метр определили. А размер?
Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказы­вается разным (как в баснях Кры­лова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и челове­ку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстоп­ного, а потом заново), то так и гово­рите: урегули­рованное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «непол­ная» стопа счита­ется, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не счи­тается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).

Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами» и «Как обещало, не обманывая» — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В такто­виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ­зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер­валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчи­тали? Теперь прибавляйте еди­ницу: если в строках по два интервала, то ударе­ний, что логич­но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич­ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интерва­лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав­ляйте единицу.

В верлибре (свободном стихе) размер не счи­тается, ура!

Что, это все?
Нет, конечно. Есть много сложных и пере­ходных форм. Есть сложные про­из­ведения — в которых автор в разных строках или фраг­ментах любит стал­кивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники. Наконец, есть сложные гибрид­ные размеры (которыми, например, написа­но «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для спе­циа­листов.


Стихотворный размер «Спондей»
Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.

Пример:
Швед, русский — колет, рубит, режет – здесь ударный «Швед» соседствует с «русским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон, -
И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)
Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мой» и «дядя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.

Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.

P. S. Зачем все это надо?
Для счастья! Стихове­дение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графи­ками и формулами, и от него мож­но полу­чать то же наслаждение, которое матема­тик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разга­дывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших про­яв­лениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотво­рение написано, и со смыслами, которые в нем выра­жены."


Занимательно и познавательно, но - черт ногу сломит.

Копипастну у obolenskij - самое толковое из нагугленного о ямбах и хореях: [Spoiler (click to open)]
"Определение стихотворного размера при анализе стихотворения бывает камнем преткновения даже для отъявленных отличников. Почему? Потому что в школе на уроках литературы неправильно преподаётся его методика! Это говорю вам я, корнет Оболенский, лингвист и литератор, который, в отличие от пушкинского героя может с лёгкостью отличить хорей от ямба.
Итак, что же не так в школьной программе? Ну вообще-то, процесс определения стихотворного размера в школе происходит так: берётся стихотворение, переписывается в тетрадь какое-нибудь четверостишие, причём целиком!
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Затем разбивают на слоги и расставляют ударения. Давайте теперь и далее обозначать ударный слог апострофом ( ' ), а безударный - подчёркиванием (_). Вот наш "Онегин":

' ' _ ' _ ' _ ' _
_ ' ' ' _ _ _ '
' _ _ ' _ ' _ ' _
' ' _ ' _ _ ' '

???!!! Что за бред???!!! Согласитесь, здесь сложно найти какой-либо такт и ритм и стихотворный размер, естественно. Тут нет ни хорея, ни ямба, сплошная азбука Морзе! Ну ладно, в первой строчке мы видим что-то наподобие хорея. Или ямба? Или всё-таки хорея? Да даже если знать, что стих исполнен четырёхстопным ямбом, то ничего учительнице всё-равно не докажешь.
И тут ученики начинают возмущаться, утверждать, что размер зависит от того, как разбить стихотворение на стопы, что здесь вообще нестандартный размер. Несмотря на то, что определение тактового размера стихотворения - устный процесс, и не требуется переписывать целое четверостишие, а можно ограничиться всего одной строкой (для определения стопности) и даже одной стопой!
Вспомним, собственно, какие у нас имеются варианты размеров:
Хорей ' _
Ямб _ '
Дактиль ' _ _
Амфибрахий _ ' _
Анапест _ _ '

Предлагаю вам, господа, простую и быструю методику определение стихотворного размера.
Первое правило: забудьте что такое ударение! Забудьте напрочь, потому что в моём методе термин "ударение" обозначает совсем другое.
Второе правило: забудьте что такое слово, потому что слово в терминологии моего метода - это вся строка целиком:
Мойдядясамыхчестныхправил
Когданевшуткузанемог
Онуважатьсебязаставил
Илучшевыдуматьнемог

Теперь разберёмся в термине "ударение" . Внимание! Чёткого определения этому термину я не дам. Скажу лишь то, что в одном "слове": а) несколько ударений; б) все ударные слоги отстоят друг от друга на равном расстоянии, потому что в) расстановка ударений определяется ритмом. Из этих постулатов следует, что надо использовать чувство ритма, а не логику. Прочитайте стихотворение в стиле индастриал, вспомните Hot Butter -- "Popcorn". Выделяйте ударные слоги повышением тона и громкости обязательно. Не "выстреливайте очередью" сразу несколько слогов, если по закону ритма слог должен быть ударным, произнесите его с ударением. "Бейте в барабаны", вы "ударник" в рок-группе. Или поезд: "чух-ЧУХ!-чух-ЧУХ!-чух-ЧУХ!", или: "ЧУХ!-чух-чух-ЧУХ!-чух-чух-ЧУХ!-чух-чух..." Кстати, в первом случае с поездом получается трёхстопный ямб, а во втором - трёхстопный дактиль.

Вернёмся к Пушкину. Если проставить ударения так, как предлагаю я, по закону ритма, то получится вот что:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Здесь "ударные" слоги выделены красным цветом. Заметьте, в слове "Мой", в частицах "не" и других односложных словах ударение не проставлено вообще, хотя по логике оно там должно быть. Зато в словах "занемог", "выдумать" стоит аж целых два ударения! Что значит по законам ритма! Попробуйте прочитать написанное выше четверостишие, чётко выделяя ударением гласные буквы в ударных слогах и произнося безударные как можно слабее, и вы поймёте, как следует ставить ритмическое ударение.
Какой же у нас теперь ритмический рисунок? А вот какой:

_ ' _ ' _ ' _ ' _
_ ' _ ' _ ' _ '
_ ' _ ' _ ' _ ' _
_ ' _ ' _ ' _ '

Красота? Красота! Это же ямб! Четырёхстопный! А мы мучались, переписывали, ныли. А оказывается, надо просто почувствовать ритм, и решение само придёт.
Собственно, что же такое стихотворный размер? Зачем он нужен? А стихотворный размер - это то, что делает стихотворение стихотворением (здесь следовало бы добавить: "силлабо-тоническим стихотворением", но будем проще). Стало быть, у двух стихотворений с одинаковыми стихотворными размерами должно быть нечто общее? Интересно, что же? А вот что. Давайте-ка смешаем "Евгения Онегина" с "Парусом" М.Ю. Лермонтова. Получается вот такая забавная штука:
Мой дядя самых честных правил
В тумане моря голубом.
Он уважать себя заставил.
Что кинул он в краю родном?

Белеет парус одинокий,
Когда не в шутку занемог.
Что ищет он в стране далёкой,
И лучше выдумать не мог?

Хе-хе! Бессмыслица? Но нас интересует совсем другое. Каково читается (с точки зрения ритма)? Гармонично? Вроде да. Как будто ничего не меняли и не смешивали. Для сравнения:
Мой дядя самых честных правил,
Не с гор побежали ручьи,
Он уважать себя заставил,
Обходит владенья свои.

или:

Не ветер бушует над бором,
В тумане моря голубом,
Мороз-воевода дозором,
Что кинул он в краю родном?

Чувствуете, что-то где-то перескакивает, когда переходите на новую строчку. Меняется такт. Это говорит о том, что эти два стихотворения Некрасова и Лермонтова имеют разный стихотворный размер."



В общем-то это работает, так как он предлагает:
всоЮзенЕткудАниглЯнь
комАндылУчшечЕмкуБань!
Но тут тоже рулит интуиция. Учитывать односложные или проглатывать? (Иногда служебные типа "ни", "то", "чем". участвуют в стихе как полноценные ударные, иногда нет). На одной логике далеко не уедешь, надо чувствовать, как это звучит, иначе не проскандируешь.
Когда-то мы во дворе мячик отбивали под считалочку. Считались "стакан-лимон-выйди-вон", играли "я-садовником-родился..." И разбиение на слоги и ритм осваивали по наитию. Играют ли сейчас малыши с рифмовками? Когда дело дойдет до школьных премудростей, легче всего объяснить на знакомых примерах: дактиль - это как "Мальчик в подвале нашел пулемет..", подозреваемое на хорей стихотворение попробуй напеть как частушку, а ямб - на мотив "Крокодилы".

#фотоигра - продолжаем неделю #мимокрокодила


Tags: #вылетелонепоймаешь, #мимокрокодила, #фотоигра, lingvo, mia_grafiko, веб-штучки, век_учись
Subscribe

Posts from This Journal “lingvo” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →