Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Categories:

Песах: время задавать вопросы

- Зачем мы всё это делаем? Едим мацу на Песах, слушаем сказание об исходе: и так три тысячи лет - сколько можно?
Инфографика:

Pesah_010.png

"Ма ништана", "Чем эта ночь..", это о "Четырех вопросах" поется в песне из предыдущего поста.


Дальнейший ход традиционной застольной беседы предполагает ответы на заданные вопросы в ходе рассказа об освобождении из Египта: маца - хлеб бедности и в то же время символ решимости, горькие плоды и соленые воды напоминают о слезах и невзгодах и тд (см. по тегу "Песах")

Pesah_009.jpg

Маца (опресноки) и пасхальное блюдо - непременный атрибут праздничного стола. Блюдо символическое - с него не едят.
У каждого своя порция со всеми положенными продуктами. "Горечь" тоже условная - годятся и листовой салат и укроп.
Вино обязательно! - символ праздника. Даже малышам капнут толику в бокал с виноградным соком.

Седер - порядок проведения пасхального вечера состоит из нескольких частей - при самом скрупулезном исполнении ревнители традиций могут засидеться вплоть до утренней молитвы. (Если начинать повествование об Исходе от сотворения мира с того, как сыновья праотца Якова продали Иосифа в рабство, как он там выжил, обустроился и дальнейших перипетиях диаспоры, вплоть до рождения и возмужания Моисея, который "я скромный пастух у меня фифекты фикции", а из горящего куста ему "ничего, справишься", то есть едва ли не половину Ветхого завета пересказывать - не то что за полночь, на сутки можно растянуть)
Народ попроще управляется за час-другой.


Pesah_008.jpg

Подготовка к Песаху начинается за неделю, а то и две - моют, начищают, скоблят и вытряхивают.
- Обычное дело, прибираются  к празднику?
Не только!  Основа ритуала - со всей тщательностью избавиться от "квасного" (мука, крупы, продукты из них, все, что подвержено брожению), Так чтоб и крошки нигде не завалялось.


Pesah_007.jpg

Избавиться от старенькой мебели, купить к празднику обновку - считается к удаче.



Pesah_006.jpg

Пекарни, кафетерии наглухо закрыты всю неделю песаха.
(Там, где без перекуса никак, на автостанциях и ж/д: изощряются с кошерной выпечкой - из толченной мацы)




Перед самым началом песаха остатки квасного предают огню -

Pesah_004.jpg

- Как-то не по себе, булочки в костре...
- Не просто так бросают, над ними предварительно помолятся. После недельных танцев с бубном вокруг хлебобулочных продуктов, о непочтении говорить не приходится.

Ветхозаветная традиция. Восходящая к священным воскурениям, всесожжению съестных приношений и жертвенных животных.
(Покопаться, так большая часть обыденных символических действий коренится в не менее мрачной архаике.
Не только праздничное деревце наряжать; портреты известных деятелей - это что, как не..?)


Pesah_005.jpg


Pesah_003.jpg


Образец пасхального седера в рамках курса богословия:

Pesah_002.jpg


Пасхальные истории в местной газете:

Pesah_000.png

И реклама:
Pesah_011.jpg


прошли те времена, когда не особо соблюдающие забивали морозилку сдобными батонами: и хлебопечки дома и купить свободно, в заведомо некошерных магазинах - в непрозрачную бумагу упаковано и ни вопрос

Pesah_012.jpg


Праздничный распорядок довольно своеобразен и трудоемок. Так зачем все это?
- Чтобы дети задавали вопросы!

Pesah_001.gif

Ну как не поинтересоваться - что за причудливое сочетание продуктов на блюде,зачем стряхивают капельки вина из бокалов и кому предназначен дополнительный, из которого никто не пьет?
С мацой проделывают несколько ритуальных действий - разламывают, откладывают, завертывают в салфетку, прячут - тут уж самый застенчивый ребенок не удержится и спросит.

Древнееврейская педагогическая мысль пришла к выводу - что ищущий да обрящет:
нужно натолкнуть на вопросы, даже того, кто сам не задает, а задающего - навести на правильные, ибо знание, обрушившиеся, как снег на ничего такого не взыскующую голову - в ней вряд ли уляжется (а вдолбленное - вызывает отвращение к процессу и к предмету).

Пасхальная притча "О четырех сыновьях" символически описывает технологию раскрытия темы, в зависимости от особенностей восприятия:
"Умный сын" - эрудит, смышленый и пытливый сходу ставит правильный вопрос: "Как все устроено, почему мы так поступаем?"  - отделаться отговорками не удастся, ему требуется развернутый  ответ с освещением всех аспектов!
"Дерзкий сын" - скептик,  задает вопрос  "непочтительный" по форме: "Что это у вас тут такое?" Заметьте: не "у него" - "у вас". Но он по-своему пытлив, и будучи просвещен с должным терпением и прямотой - способен превзойти прилежного "умного сына".
"Сын-простофиля" - он и спросить-то не знает как, промямлит "а что зачем такое" - вычлененный из невнятной речи вопрос нужно сформулировать за него. И объяснить на пальцах.
"Безразличный сын" - самый тяжелый случай, вообще ни о чем не спрашивает. Делают и делают, наверное есть причина, ему все равно. Но что-то же его интересует. Если ребенок здоров, что-нибудь да найдется, что его расшевелит и заставит проявить любопытство.

Притча, конечно - не только о пасхальной агаде (сказании). А вообще о принципах воспитания.
Местным ребятам с малку эту историю рассказывают, понятно, что всем хочется быть "умным сыном", стараются спрашивать, внятно формулировать и обосновывать:)

Для справки, кому недосуг в Википедию: Слово Пе́сах связано со словом паса́х (ивр. פסח — миновал, прошёл мимо), которое напоминает о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта (см. Казни египетские). Ветхозаветная Пасха отмечалась в память исхода евреев из египетского плена. «Всему обществу сынов Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на приносить в жертву а́гнца — однолетнего ягнёнка или козлёнка, которого следовало испечь на огне и съесть не преломив костей, с опре́сноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-10, Чис. 9:1-14). Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза.

Задавайте вопросы!


Tags: "Еврейская_мама для_чайника", "основнойвопрос", Песах
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • День ИЗОБРЕТАТЕЛЯ И РАЦИОНАЛИЗАТОРА

    Шестидесятые-семидесятые - эпоха инженерии. "То-то физики в почете, то-то лирики в загоне". Вкус к технике и склонность к техническому…

  • Теория игр для маленьких

    В математическом смысле "игра", как столкновение интересов, когда для каждого можно рассчитать стратегию. Стратегии могут быть антагонистические -…

  • Учить ли внуков нашим навыкам или положиться на технологии?

    Обсуждение предыдущей темы натолкнуло на противоречие. Нужны ли юному поколению, делающему первые шаги в новом мире - дедовские методы, умения былых…

  • Физика на поcтном масле

    Физика начинается с вопросов - "а что будет если...?" А вопросы - с наблюдений. - Как пробудить у внука интерес к наблюдениям? - Без особых…

  • Как понять непонятное?

    Короткие заметки вдогонку ко вчерашнему. Что делать, когда непонятно "А что там непонятного?" Повторить на два тона выше и произносить

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →