Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Category:

Via Dolorosa - Скорбный путь

Via_076.jpg

Первая часть: Котель & Крестный путь,
сегодня обещанное продолжение рассказа о литературно-историческом экскурсе "По следам Марка Твена".
Марк Твен изобрел новый жанр - "блоготур": убедил организаторов, что репортажи с места событий весьма украсят мероприятие. И всю дорогу со свойственной ему искрометностью освещал и тут же отсылал в печать. "Травел-блог" позже издали отдельной книгой, которая стала самой продаваемой в свое время и принесла Твену известность. Однако мы его знаем как автора "Том Сойера", "Янки при дворе..", даже как публициста-юмориста, а "Простаки за границей" что называется "не пошли". Название какое-то не убедительное, несвойственное автору гораздому на меткое слово. Решила разобраться, что там в оригинале, в каком смысле "простаки"? Простофили? Так и ждешь хохмы в стиле ситкома, как незадачливые паломники лоханулись, повелись на разводилово.. но - ничего такого в повествовании нет, Марк Твен путешествовал в составе солидной делегации, обошлось без злоключений. "Реверсо-контекст" с английского и с иврита дает «Невинные за границей», то же слово в отдельности переводится еще и как "наивный", "незамутненный-девственный".
"Зеваки за границей" было бы вточку )

«...Дома, - продолжает своё описание Иерусалима Марк Твен, - как правило, двухэтажные, прочной каменной кладки, побеленные или оштукатуренные, и все окна забраны выступающими вперёд деревянными решётками. Чтобы воспроизвести иерусалимскую улицу, достаточно подвесить к каждому окну на любой американской улочке поставленный стоймя небольшой курятник». Практически ничего в этом плане не изменилось в арабской части Иерусалима и сегодня. К тому же, предприимчивыми торгашами Востока она превращена в огромный базар, где в невообразимом ассортименте представлены атрибуты всех религий, адепты которых посещают святыни этого великого города. Таким образом, вместо вымогательства "бакшиша" местные предприниматели изобрели сравнительно честный способ отъёма денег у многочисленных туристов и паломников.»


"Dolorosa" на итальянском (и на эсперанто) - от корня боль, более точный перевод - путь страданий, путь, исполненный боли. Так назвали последние 2 тысячи шагов до Голгофы.
В библейские времена Голгофа располагалась на открытом месте,
на полотне Питера Брейгеля - холмистая пустошь в отдалении от города:

Via_100.jpg

В более поздние века город рос, ныне Крестный путь окружает плотная застройка.

Via_00.jpg

На схеме указаны пункты на Скорбном пути, соответствующие различным событиям, описанным в библейском повествовании. Первые девять остановок находятся на улице Виа Долороза, Последние пять – на территории Храма Гроба Господня.
Крестный путь начинался неподалёку от Львиных ворот во внутреннем дворе арабской школы Аль-Омария, где, по некоторым версиям, находилась претория – штаб римского гарнизона, а, следовательно, здесь Понтий Пилат мог судить назарейского проповедника. (Туда можно попасть только с территории Храмовой Горы, на арабской стороне.) Вторая остановка парадоксальным образом расположена в трёх местах: в францисканской церкви Бичевания (находящейся там, где истязали Иисуса перед казнью). "Вторая" и "третья" части этой остановки находятся в церкви Осуждения, которая появилась в начале ХХ-го столетия и соборе «Эссе гомо». Следующие две станции не упомянуты в Библии: когда Иисус падает первый раз под тяжестью креста и место, где он встречает свою мать. Пятая станция – где крест перекладывается на плечи Симона Кирениянина. Шестая, седьмая и девятая станции - когда Святая Вероника отирает лицо Иисуса, когда он падает во второй и третий раз - в Евангелии не упоминаются. Восьмая станция – обращение Иисуса к женщинам Иерусалима. Десятая, одиннадцатая и двенадцатая станции – распятие. Тринадцатая и четырнадцатая – миропомазание и упокоение в гроб.

В честь большинства названных событий на Скорбном пути открыты церкви и часовни. Католические большей частью.
Нынешняя версия Крестного пути появилась в середине и конце XIX-го века по инициативе католиков - итальянского архитектора и польского скульптора.
Православная церковь этот путь не признает. Хотя и не считает прохождение зазорным- многие православные христиане повторяют этот путь, а паломники – с иконами и молитвами.

"Стоит отметить, что под сводами церкви Бичевания находится вымощенная каменными плитами дорога, по которой Иисус действительно мог идти к месту казни. Прилегающие сооружения гораздо более поздней постройки подвигли Марк Твена на едкое примечание: «Мы прошли под аркой «Эссе гомо» и увидели "то самое" окно, из которого жена Пилата предупредила его, чтобы он не сделал ничего худого праведнику. Принимая во внимание солидный возраст этого окна, надо сказать, что оно превосходно сохранилось. ...
Мы перешли улицу и вскоре оказались у бывшего жилища святой Вероники. Когда Спаситель проходил здесь, она вышла ему навстречу, полная искреннего сострадания и, не страшась улюлюкания и угроз черни, сказала ему жалостливые слова и своим платком отёрла пот с его лица... Но самое странное в случае со святой Вероникой, из-за чего, собственно, она и прославилась, заключается в том, что на её платке отпечаталось лицо Спасителя, точный его портрет, и отпечаток этот сохранился по сей день. Мы знаем это, ибо видели этот платок в парижском соборе, в одном из соборов Испании и в двух итальянских. В Миланском соборе надо выложить пять франков, чтобы взглянуть на него, а в соборе св. Петра в Риме его почти невозможно увидеть ни за какие деньги. Ни одно предание не подтверждено столькими доказательствами, как предание о святой Веронике и её носовом платке». Иронию Марка Твена можно дополнить ещё и тем, что дом Вероники мог находиться, в лучшем случае, на глубине нескольких метров под тем зданием, у входа в которое висит табличка, повествующая о 6-й станции Виа Долорозы.»

Обстановка на Крестном пути сбивает с толку человека, не знакомого с реалиями арабского шука - шум, теснота, толчея, неразбериха, одним словом: суетность. Ни следа торжественной возвышенности. Да еще и внешний вид торговых кварталов мягко говоря далек от благообразия. Трудно не утратить благоговейный настрой, продираясь через узкие крытые галереи, заполненные покупателями и праздными туристами, которым безразлична ритуальная процедура. Паломникам советуют отстраиваться от происходящего и думать о возвышенном.


Детальное описание всех объектов шаг за шагом было бы слишком утомительно для блога (на туристических сайтах такие есть),
покажу внешнюю обстановку вокруг Виа Долороза на пути от Львиных ворот до храма Воскресения Христова


Via_075.jpg


Пешим едва разминуться, но местные арабы исхитряются протискиваться на машинах. Что им остается, как иначе товары подвозить


Via_074.jpg



Via_062.jpg



Via_073.jpg

Монастырь святой Анны неподалеку от ворот

Via_072.jpg

На территории - ухоженный сад и археология - остатки еще более древней церкви на том же месте.
Т.е. некоторые пункты Крестного пути были отмечены и почитались задолго до 19-го века.

Via_071.jpg


Via_070.jpg

Наша группа под руководством  Игоря Торика и неучтенные слушатели:

Via_069.jpg


Via_068.jpg


Via_064.jpg


Via_063.jpg


Храмы,  скромные и внушительные молитвенные сооружения во множестве встречаются на протяжении Крестного пути.  Если не конспектировать, едва ли запомнишь где что.


Via_067.jpg

Группа англоязычных туристов очень красиво исполнила молитвенное песнопение.


Via_066.jpg

Людно везде. Даже в обычный, не праздничный день.
Разве что по будням чуть свободней.

Via_065.jpg




Via_061.jpg


Виа Долороза и расходящиеся от нее во все стороны переулки Арабского квартала.
Логотип больничной сети Клалит. Вполне себе израильской. Не смотря на особый статус территорий.


Via_060.jpg

Просьбы не мусорить. У местных жителей судя по всему не пользуется успехом.


Via_059.jpg

Камеры на всем пути. Обстановка требует бдительности.


Via_058.jpg

Где туристы - там и торговля


Via_057.jpg

Традиционные магнитики, свечи,
арафатки и терновый венец сувенирный... не знаю даже как к этому относиться

Via_056.jpg



Via_055.jpg

Распятия самых разных размеров, арабские четки, еврейское молитвенное покрывало и шофар (трубный рог), тут же католическое облачение - совершенно обыденное для Иерусалима соседство



Via_054.jpg

Мечеть в Старом городе. Действующая -

Via_053.jpg


Via_048.jpg


Via_049.jpg

Проходим заставу и - мы на израильской стороне:


Via_052.jpg


Via_051.jpg


Via_050.jpg




Via_047.jpg


Арабское жилье легко узнать по черным бочкам - водяным цистернам:

Via_046.jpg


Нераспроданные питы вывешивают у магазина.
Не похоже чтоб их разбирали, так и висят портятся

Via_045.jpg


Via_044.jpg


Via_082.jpg


Майка с символикой ЦАХАЛа у арабского торговца - не вопрос (так же как и купюры с изображением израильских премьер-министров)


Via_043.jpg

и семисвечники в ассортименте


Via_042.jpg


Via_041.jpg

Меж колоритных старинных лавок попадаются несколько в современном стиле

Via_040.jpg


Via_039.jpg

Группа за группой теснятся на Крестном пути, ожидая своей очереди приблизиться к очередной "станции" -

Via_038.jpg


И вот он, завершающий путешествие - Храм Вознесения, более известный, как Храм Гроба Господня:

Via_037.jpg

место, куда стекаются все группы и туристы, осматривающие Иерусалим

Via_036.jpg

Считается, что он стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос.

То самое место, куда в канун праздника Пасхи ежегодно съезжаются тысячи паломников на "Чудо Благодатного огня".
Марк Твен написал бы "на шоу", но атеистический дискурс с тех пор изменился, выражаются мягче "на то, что верующие почитают как..."


- Там действительно среди реликвий Гроб Господень?
- Не, просто так называется.
"Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в IV в. по указанию императора Константина. По его приказу была срыта насыпь языческого храма, в глубине земли обнаружилось пустое пространство и знамение показало, что это и есть пещера погребения господня. Над пещерой был построен Храм Гроба Господня"


Подробности для интересующихся:
"По сообщению Евсевия, при строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане (135 год) нового римского города, на месте пещеры Гроба был построен языческий храм Венеры. Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста.
Храмовый комплекс состоял из круглого храма-мавзолея в центре которого, под шестигранным шатровым навесом был расположен Гроб Господень, далее располагалась базилика — Великая церковь. Внутри базилики была оборудована крипта, отмечающая место обретения Креста. Сооружение было богато украшено разными породами мрамора, мозаикой и драгоценным литьем.
Храм Воскресения был торжественно освящён в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года, в память о чём в Православной церкви был установлен праздник Обновления храма.
Начиная седьмого века Иерусалим подвергался неоднократным арабо-персидским завоеваниям, храм частично был разрушен.
В 1009 году халиф Аль-Хаким би-Амруллах, подогреваемый слухами и наветами против христиан, в нарушение неоднократно подтверждавшегося договора, заключенного ещё патриархом Софронием и халифом Умаром, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма (в обмен на такие уступки, как открытие мечети в Константинополе). Строительные работы продолжались ещё в царствование Константина Мономаха, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы. Когда весть о разрушении Храма Гроба Господня достигла Европы, она послужила одним из поводов к началу Крестовых походов. Построенный в 1130-47 храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и Воскресением Иисуса Христа. Землетрясение 1545 года привело к понижению колокольни до современного уровня. В 1555 году расширением храма занимались монахи-францисканцы. В 1959 году началась основательная реставрация здания. В 2013 году на колокольне был установлен последний недостающий колокол, изготовленный в России.



Современный храм Гроба Господня — архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон (соборный храм Иерусалимской Церкви), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений.

Основные права владения и пользования святынями Храма принадлежат Греко-православному Иерусалимскому патриархату, Иерусалимскому патриархату Армянской апостольской церкви и католическому ордену францисканцев. В маленькое отделение эфиопской церкви можно попасть через боковую дверь, есть копсткий зал...

Чтобы не было никаких недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Джауда Аль Гадийа (араб. جودة آل غضية‎), причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусайба (араб. عائلة نسيبة‎). Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну."
(Вики. В сокращении)


Via_030.jpg

Камень помазания. Кто припадает, кто робко касается.
Примета времени - туристы с мобилками  в иерусалимских храмах снимать не запрещают

Via_029.jpg


Via_028.jpg

Храмовый комплекс обширен, расположен в нескольких уровнях

Via_027.jpg

Лестница на Голгофу

Спуск в подземную церковь -

Via_026.jpg


Via_025.jpg

Убранство резко отличается в разных приделах

Via_024.jpg

местам пышное,

Via_021.jpg


местами более суровое

Via_022.jpg



Via_020.jpg


Очередь к главной святыне:

Via_014.jpg

Кувуклия — небольшая купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды в которой имеются два помещения: Гроб Господень и Придел Ангела.
Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессий — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики (с 6 часов утра до 9).

Via_011.jpg


Via_013.jpg


Via_012.jpg


купол над Кувуклией -

Via_023.jpg




Via_019.jpg


Своеобразно посетители проявляют свою любовь к святым местам:

Via_018.jpg


Via_017.jpg



Via_035.jpg

Недавно в ленте попалась запись - авторы поразились неприглядностью и запущенным состоянием  знаменитых дворцов Венеции и Рима - закопченные колонны, до черноты замусоленные стены.
Пригляделась - у нас то же самое.

Via_034.jpg

И колонны до самого верха в  отметинах не самого добродетельного свойства

Via_033.jpg

и двери будто две тыщи лет не мылись

Via_032.jpg

- Кто-то видит красоту и проникается благоговением,  а кто-то разруху да пятна на стенах.
- В принципе да, если впервые посетил.
В сто первый раз разглядишь уже и каждую трещину на воротах )

Via_031.jpg



Via_016.jpg

Реставрация продолжается

Via_015.jpg




Via_010.jpg


Via_009.jpg

Эфиопское отделение

Via_008.jpg


Via_007.jpg


Примеряются к крестам - тяжело ли; судя по всему крестовины для того тут и поставлены

Via_006.jpg


Via_005.jpg

Каменная резьба по карнизам удивительно изящна

Via_004.jpg


Via_003.jpg

В нынешнее время в плотную к храму прилепились многочисленные постройки, только двор перед главным входом остался свободен.

Рядом переулки с сувенирными лавками, все та же местная эклектика: иконы, иудаика, четки

Via_002.jpg

Дальнейший путь через Старый город ведет к Яффским воротам


Via_001.jpg

Затянувшиеся каникулы буквы К завершаются. Новая неделя - на городах-и-весях новая буква, встречайте: буква Л.


Tags: #архитектураповторникам, #городаивесиК, Иерусалим
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →