Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Categories:

О чем веселятся на Пурим?

pur_002.jpg

Пурим - это не сказание об избавлении, не победное торжество - это притча о Блудном Сыне.

На горе Синай народ, вышедший из Египта, получил Писание, заключив союз со Всевышним и оставался привержен оному в стиле: "Спасибо за подарок, мы польщены вашим вниманием!" Завет бережно хранили, подобно презенту, которому отвели почетное место на полке. А жили и дышали тем же, чем жило языческое окружение.
И лишь в годы изгнания, перед лицом казалось неминуемого истребления (указ уже был подписан и отправлен исполнителям), народ израилев обратил мольбы к небесам. "Вернулся к отцу".
Постился и молился в течении трех суток и - свершилось чудо, будто ветер разогнал грозовые тучи, свыше было даровано избавление.
В эпоху Моисея народу вручили Тору, а в вавилонском плену она наконец-то дошла.
С тех пор праздник Пурим начинается с поста - в память о главном событии еврейской истории: возвращении к истоку.
По завершении однодневного поста веселятся в память об "милосердии отцовском".
В библейском предании описано множество битв и сражений эпохи Царств (обычное дело в древнем мире; любому государству удавалось выстоять только пока ему сопутствовала удача в отражении "вызовов современности"), никто об этом особо не вспоминает и не торжествует по поводу древних побед.
Пурим - это не про мирские дела, это про отношения еврейского народа со Всевышним.

- А маски зачем? Карнавал?
- Как напоминание о сокрытии: не смотри на внешнее, копай глубже.

Вы прослушали вольный пересказ вчерашнего урока на тему Пурима от biblstudies.
Посещаю при ешиве, давние фенды возможно помнят.

Это о нативных трактовках.
О корнях веселого празднества с точки зрения общей истории - см предыдущий пост.
Там же краткое изложение событий "Артаксерксова действа".

pur_003.jpg

Гоменташи, пуримские маковые печеньки. В любом продмаге, пекарне, кондитерской непременный ассортимент в преддверии праздника.
В расхожем просторечьи: "Уши Амана".

Это что за тролль такой, остроухий?
Ухоеды
"Пуримский театр, «Ахашвейреш-шпил (Артаксерксово действо)» – продукт барочной эстетики, и сюжет возвышения и гибели фаворита, столь любимый и значимый для придворной культуры той эпохи, не мог не стать стержнем пуримшпиля, его центральным персонажем, несомненно, является злодей Аман.
Отсюда «hомен» - в ашкеназском произношении, но что такое «ташн»? Никакое не «ухо», ни на одном из языков. Может быть, гоменташ значит «Аманов пирожок»? Ничуть не бывало. По-еврейски пирожки называются до боли знакомым словом «пирежкес». Зато слово die Tasche есть в немецком языке, и значит оно – «карман, сумка». Это значение, ныне позабытое, бытовало в те далекие времена, когда мужчины носили штаны в обтяжку: карманов на них не было, а вместо карманов был мешочек на поясе, набитый всякой всячиной. Отсюда, по переносу значения, слово «Tasche» в средневековой Германии приобрело значение «пирожок с начинкой». Среди прочих пирожков были и «Mohntaschen» (от der Mohn – мак) – пирожки с маком. Ели их и немцы и евреи: отчего ж не есть, вкусно и кошерно. По созвучию слов «Mohn» и «Homon», то есть «Аман», ашкеназы превратили это лакомство в специальное пуримское угощение."

http://booknik.ru

Тесто обычное, песочное;
самая традиционная начинка - маковая,
но и с шоколадом выпускают, с орехами, финиковой пастой.

Одно из традиционных из пуримских добродеяний - посылать гостинцы, близким, соседям, знакомым. Следует передать не менее двух разных видов угощения. Обычно это разные сладости:


pur_001.jpg

Офтопом - [Притча на логику]
В середине 20-х годов молодой еврей пришёл к известному нью-йоркскому раввину и заявил, что хочет изучить Талмуд.
— Ты знаешь арамейский? — спросил раввин.
— Нет.
— А иврит?
— Нет.
— А Тору в детстве учил?
— Нет, ребе. Но вы не волнуйтесь. Я закончил философский факультет Беркли и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа. А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу немного поучить Талмуд.
— Ты не готов учить Талмуд, — сказал раввин. — Это глубочайшая книга из всех, написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест на логику: справишься — буду с тобой заниматься.
Молодой человек согласился, и раввин продолжил.
— Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
У молодого философа глаза на лоб полезли.
— Это тест на логику? !
Раввин кивнул.
— Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо!
— Неправильно. Подумай логически: тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться.
— Хитро придумано! — восхитился гость. — А ну-ка, ребе, дайте мне ещё один тест!
— Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
— Но мы уже выяснили — тот, у кого лицо чистое!
— Неправильно. Оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что второй пошёл умываться, поймёт, что у него грязное лицо, и тоже пойдёт умываться.
— Я об этом не подумал! Поразительно — я допустил логическую ошибку! Ребе, давайте ещё один тест!
— Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
— Ну… Оба пойдут умываться.
— Неправильно. Умываться не пойдёт ни один из них. Подумай логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться.
Молодой человек пришёл в отчаяние.
— Ну поверьте, я смогу учить Талмуд! Спросите что-нибудь другое!
— Ладно. Два человека спускаются по дымоходу…
— О Господи! Ни один из них не пойдёт умываться!! !
— Неправильно. Теперь ты убедился, что знания логики Сократа недостаточно, чтобы учить Талмуд? Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека спускались по одной и той же трубе, и один из них испачкал лицо, а другой — нет? ! Неужели ты не понимаешь? Весь этот вопрос — бессмыслица, и если ты потратишь жизнь, отвечая на бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишены смысла!

Веселого пятничного вечера, доброй субботы!


Tags: хаг_пурим
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Богословие - образовательный предмет или путь к невежеству?

    Карней Хиттин - отроги Хиттина Нашумевшее включение специальности "теология" в систему высшего образования взволновало научную общественность, в…

  • 21.12 ☉ Почему солнцестояние?

    Преамбула В сетевых разборках с мракобесами сторонниками ненаучного мировоззрения регулярно всплывает утверждение "вера в науку - такая же…

  • Как НАСА насолило астрологам

    Спешите видеть - суперлуна: самая яркая и полноликая за сотню лет! Не на пол-неба, как обычно рисуют, и даже не на четверть видимого диаметра -…

  • Пурим?

    Мы уже. Заходит сегодня вечером, но два дня как по всему городу мордашки в масках и гриме. Пурим - праздник, когда можно поприкалываться! Не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →