Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Categories:

Доисторическая ходилка

ludoj_018.jpg

Из каирского музея. Фишки, вместо кубиков - палочки (Как? - см под спойлером).
Обратите внимание - две черные и одна белая косточка справа, мы еще в детстве такими играли:
бараньи косточки называли "гайданы", сбивали ими с кона разноцветные пробочки от духов. Но это оффтопик.


А древнеегиптяне резались в гонки - в том же духе, как на картонной доске играют в "Кто быстрей доберется до финиша"


Игры с фишками называются по-разному, смотря что на доске нарисовано,
но принцип одинаковый - сколько на кубике выпало, настолько переместился, если засады по пути не помешали -

ludoj_015.png

Винтажная игра "Цирк"


ludoj_016.jpg
"Гайданы" функционально приближаются к кубикам - имеют четыре грани отличающиеся рельефом,
видимо египтяне тоже не одними палочками перебивались.


"Игра фараонов" известна под именем "Сенет".
Не такая красочная, как малышовые бродилки, но более изощренная: роль игрока не сводится к механическим функциям - бросил кубик-переставил фишку, а ближе к нардам - есть над чем подумать, есть простор для стратегии.

"Пережив пик популярности в древнем Египте, игра сенет два тысячелетия ждала очередного звездного часа. И дождалась: после сериала «Остаться в живых» у симулятора мира мертвых появились миллионы новых поклонников"
skyruk.livejournal.com/183773.html
[Для нелюбителей ходить по ссылкам:]
01AE6GK7.jpg

Египетское письмо передает одни согласные, поэтому неясно, как произносить «сн’т» — «сенет», «сенат» или «сенета». Это слово означает «прохождение» ...Сенет оказался гонками, возможно, первыми в мире. В Сенет играют на поле 3 на 10. В сущности, это одна длинная дорожка, для удобства изогнутая как змея. К эпохе Нового царства (XVI век до н. э.) сенет принял вид продолговатой коробки с фишками в виде конусов и катушек. Именно таким был игровой набор, обнаруженный в гробнице Тутанхамона.</p>

Для египтян сенет имел сакральное значение. Игра упоминается в главе 17-й Книги мертвых и других религиозных текстах, она символизирует круговорот смертей-перерождений на пути от земного к божественному. Люди Египта верили, что после смерти душа человека отправляется в путешествие по миру мертвых, во время которого его земные дела получают оценку. Если они будут признаны праведными, душа сольется с богом солнца Ра и покойный станет бессмертным. Бросая кости и двигая фишки, человек проходил эти испытания на игровой доске.

В сенете в роли костей выступают палочки. Когда их подбрасывают, единица, двойка и тройка выпадают чаще прочих значений, согласно теории вероятности. Эта особенность вызывает ощущение, будто в партию все время вмешивается кто-то третий. Египтяне верили, что играют в сенет с богами. Игру клали в гробницы вместе с другими вещами умершего.

На стенах гробниц сохранилось множество изображений сенета, где хорошо видны количество и расстановка фишек. Сохранился и папирус с подробным описанием партии фараона Рамсеса III, который слыл страстным любителем этой игры. Однако в правилах сенета много разночтений, ведь речь идет об одной из первых в истории гоночных игр, законы которой изобилуют уточнениями и исключениями. Мы играем по правилам, которые составил археолог и историк Древнего Египта Тимоти Кендалл.Igroteka-1.jpg

НАЧАЛО ИГРЫ: Перед началом партии разыгрывают очередность хода: кто выбросит 1, получает катушки и ходит первым. Далее он снова бросает палочки до тех пор, пока не выпадет 2 или 3, и делает ход согласно количеству выпавших очков. Это лимитирует преимущество, которое получает начинающий: после двойки и тройки нет дополнительных бросков.

Igroteka-2.jpg

РАССТАНОВКА ФИШЕК: Играют на доске 3 х 10 клеток. Участвует 10 фишек (танцоров), по 5 у каждого игрока. Их ставят в верхнем ряду, чередуя катушки и конусы (первой ходит катушка). Путь танцоров по букве Z: слева направо — в первой и третьей дорожках, и справа налево — во второй. Цель — первым увести свои фишки, пройдя ими весь путь от начала до конца.

КОСТИ: Египтяне кидали не привычные нам кубики, а 4 палочки с отметкой на одной стороне. Их бросали и считали упавшие чистой стороной вверх. Эти «кости» легко сделать из палочек для мороженого.

Igroteka-3.jpg

1 палка упала белой стороной вверх — 1 очко и дополнительный бросок

2 упали белой стороной вверх — 2 очка

Igroteka-4.jpg

3 упали белой стороной вверх — 3 очка

4 упали белой стороной вверх — 4 очка и дополнительный бросок

Igroteka-5.jpg

4 упали темной стороной вверх — 5 очков и дополнительный бросок

Igroteka-6.jpg

ДВИЖЕНИЕ: Танцор шагает на количество клеток, соответствующее выброшенным очкам. На одном квадрате может находиться лишь одна фишка. Через одиночную фишку можно перешагнуть, но через две и более, стоящие друг за другом (неважно, свои или чужие), перейти нельзя, это блок.

Igroteka-7.jpg

ВЗЯТИЕ: Если фишка шагает на клетку, где уже находится фигура противника, происходит взятие: последняя отправляется на тот квадрат, с которого бьющая фишка начала свой ход. Проще говоря, они меняются местами. Если две фишки одного игрока стоят рядом по ходу движения, их нельзя рубить — считается, что они «охраняют» друг друга. Однако если таких фишек больше двух, ряд можно разделить, выбив предпоследнюю.

СЛОЖНЫЕ ХОДЫ: Если на костях выпало столько очков, что ни одна фишка не может израсходовать их полностью, танцор доходит до крайней возможной клетки, а оставшиеся очки расходует движением назад. Рубит он при этом на общих основаниях. Когда перебор составляет всего одно очко, разрешен «недоход» на одну клетку. И только если двигаться вовсе некуда, ход пропускается.

СТРАТЕГИЯ

Большое количество фишек вкупе с правилом блоков ставит игрока перед тактическим выбором. Можно продвигать танцоров по очереди, стремясь выиграть в скорости, или выступать сплоченной группой, блокируя соперника. Случай тут лишь помощник, но не главная сила.

ГЛАВНЫЕ ДОМА СЕНЕТА: Пять клеток в конце третьего ряда отмечены иероглифами. Это главные Дома сенета, в которых действуют особые правила. Здесь нельзя ходить и рубить, не работают дополнительные броски.




ДОМ КРАСОТЫ (три иероглифа «нефер» — «хорошо»). Все танцоры заканчивают ход здесь, даже если есть очки, чтобы пройти дальше. Дополнительный ход решает судьбу фишки. Выпало 5 — фишка заканчивает игру.

От 1 до 4 — переход в один из следующих Домов. Если нужная клетка занята, фишка идет в Дом воды. Если Дом воды занят, — в Дом возрождения.

height="146"

ДОМ ВОДЫ (воды хаоса). Фишка, попавшая сюда, в опасности. Игрок обязан бросить палочки. Если выпадает 5, фишка остается на месте, если 4 — уходит с доски. При другом исходе фишка идет в Дом возрождения.

ДОМ ТРЕХ ИСТИН с рисунком птиц. Фишка, вставшая в этот квадрат, может покинуть доску, только если выброшено 3, при другом результате остается на месте.

Igroteka-11.jpg

ДОМ ИСИДЫ И НЕФТИДЫ с образом людей. Фишка, вставшая в этот квадрат, может покинуть доску, только если выброшено 2, при другом результате остается на месте.

Igroteka-12.jpg

ДОМ РА-ХОРАХТИ (квадрат оставляли пустым, ибо никто не знает, как выглядит бог-демиург). Фишка, вставшая в этот квадрат, уходит, только если выпадает 1, при другом результате остается на месте.

ДОМ ВОЗРОЖДЕНИЯ (иероглиф «анх», символ жизни). Сюда идут фишки, потерпевшие неудачу в Доме воды. Если клетка занята, танцор встает позади нее либо в конец ряда фишек, одна из которых занимает Дом.

...Теперь что касается играбельности.
Как всё неизвестное, игра на некоторое время меня просто очаровала (не зря же она была так популярна в Египте на протяжении тысячи лет!), но потом возникли вопросы. Хоть она и близка по тактике прохождения к нардам, некоторые участки игрового поля в Сенете имеют неравнозначное значение и зависят от иероглифа, написанного на нём. Доска только кажется маленькой, на ней 30 полей, а это половина шахматной (в нардах 24, но там на одно поле можно ставить несколько шашек).
Основными приёмами в игре являются рубка и запирание, а также специфические свойства последних пяти клеток. Как следствие, медлительный в начале, к середине партии Сенет превращается в азартную затяжную «мясорубку», бешеный танец с обменом партнерами, а к финалу – в гонки на выживание. Если в нардах сдвоенные шашки нельзя рубить, но можно проходить, в Сенете такого правила нет: сдвоенные фишки перекрывают путь, а защитить одиночную фишку от рубки можно только достигнув 26-й клетки (Дома Красоты), но тогда наступают другие проблемы (дополнительный бросок с угрозой попадания в Дом Воды, а там ещё один – и запросто можно откатиться в Дом Возрождения).
Стремительность нард обусловлена наличием двух кубиков D6, встречным движением в разные дома, и правилом удвоения после дуплета. Сенет же полностью «заточен» под другой генератор случайных чисел, это придаёт ему особое очарование...
Помните про палочки? Несложно подсчитать, что чаще всего при такой системе выпадает двойка (6 из 16 бросков), за ней идут единица и тройка (4 из 16), а 4 или 0 (то бишь 5) — реже всего (по 1 броску из 16). Для наблюдательного игрока подобная закономерность – дополнительный тактический приём: ясно, что между фишками выгоднее держать дистанцию в 1 и 3 клетки (не говоря уже о четырёх и пяти), в то время, как две – уже опасно. В то же время, из-за этой чехарды двоек и троек фишки порой долго и уныло плетутся по второй линии, наступая друг другу на пятки, словно Ахилл и черепаха, пока в дело не вмешается ещё пара танцоров. Из-за этого игрокам положены дополнительные броски, если выпадает 4, 5 или 1. Если выпадает 2 или 3 - ход переходит к сопернику.
Однако меня поджидало и необычное открытие: попытка играть в Сенет с обычным кубиком заметно портит удовольствие от игры. Палочки не дают этой, в общем-то, короткой игре свестись к примитивной торопливой пробежке из пункта «А» в пункт «Б», а выпавшие на них четвёрка и пятёрка радуют куда как больше (например, побег из Дома Красоты и особенно – из опасного Дома Воды в случае с палочками становится редкой и очень приятной удачей). Помимо прочего, палочки не встают на ребро, приятны на ощупь, забавно стучат, выпавший на них результат виден издалека, да и вообще бросать их довольно весело и непривычно".

Конец цитаты.


ludoj_017.jpg
То, что ежиком ощетинилось подле пенала с Сенетом - тоже игра, "Собаки и шакалы" (skyruk.livejournal.com/214033.html)

"Игра фараонов" на флеше:



[Сыграть >>>]


Или по прямой ссылке - https://www.yapfiles.ru/files/2038156/senet_faraonov.swf


Tags: Египет, флешки
Subscribe

Posts from This Journal “флешки” Tag

  • Самые простые головоломки

    Из серии колышков-шариков 3х3 - берется на раз-два: (Правила те же, что в предыдущих "колышках" - прыгаем как в шашках, "побитая" фишка…

  • Прошла, делюсь

    Ни свет, ни заря разбудили: наш собакен сбежал, напал на котика, растоптал цветы у соседей, гад такой, уже не первый раз - подняли забор на…

  • Пасьянс на одеяле в клеточку

    на клетчатом платке, скатерти, на кафельном полу, да хоть просто колышками на песке - в оригинале игра так и называется Peg Solitaire…

  • #субботнее_баловство 3

    Гадание на блинчиках Мини-гадание не сходя с места, выбирайте блинчик! В традиционном…

  • Хальма - уголки на шестерых

    А мы хотим печь блинчики в шашки играть, все вместе, одновременно! продолжают предыдущее субботнее баловство: задача и принципы…

  • Прыгающие лягушки

    Игрушка подстать погоде Хлюпаем по болоту - зеленые направо, бурые налево, нужно поменять лягушек местами: Напоминает как в детстве играли в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →