Первая часть и вторая
На площадь, где находится Стена Плача, ведут несколько ворот, можно подойти с разных сторон,
на всех входах - пропускные пункты с рамками металлоискателей.
Рамок много, толкотни и долгих очередей нет, даже при пиковом наплыве посетителей.
✿✿✿✿✿
История вопроса и традиции:
- Почему такое название "Стена плача" и куда деваются записочки?
Стена Плача – это часть укреплений вокруг Храмовой Горы в Иерусалиме, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70-е годы нашей эры.
Ее длина составляет 485 метров. Место для молитв занимает не более 50-ти метров.
Эта стена была возведена царем Иродом (~ 37-ой год до нашей эры), она поддерживала земляную насыпь для увеличения площади Храмовой горы во время расширения здания Храма. Стена выложена из отесанных камней (высота каждого камня 1 метр, а длина от 1.5 до 12 метров). Чтобы стена была более устойчивой, каждый ряд кладки отступает вглубь от предыдущего. В последующие века стена надстраивалась и в настоящее время над иродианской кладкой возвышаются еще 19 рядов, эпохи крестоносцев, византийской и т.п. Нынешняя высота - 15 м и еще на 7 метров кладка уходит в глубь.
Укрепление строилось из огромных блоков безо всякого цемента, причем камни очень точно пригнаны друг к другу. Точность достигалась тем, что на верхний, уже установленный камень, насыпалось подобие свинцовой дроби, по которой катали подвешенный на талях следующий камень. Когда верхний камень находился точно в выверенной позиции, тали отпускали, камень садился вниз, расплющивая свинцовые шарики.
На иврите она не называется «стеной Плача». Название арамейского происхождения — Котэль Маарави, «Западная Стена». Так её называют и на английском — Тне Western Wall.
Арабы же, видевшие, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему, сокрушаясь о разрушении Храма, прозвали это место «стеной Плача». Отсюда пошло название в некоторых языках, в частности и в русском.
c http://www.jewish.ru/tradition/actual/outlook/2005/09/news994225370.php
Каждый день почтовые отделения Израиля получают десятки писем со странными адресами: «Дорогому Б-гу», «Небесам», «Б-гу в Иерусалиме», «ангелам», «патриарху Авраhаму», — в зависимости от вкусов и фантазии отправителя. Раньше подобные послания оставались на почте в коробках с невостребованной корреспонденцией, однако недавно израильское почтовое управление объявило, что все письма, адресованные «Б-гу», будут доставлены к Стене Плача и вложены в расщелины между ее огромными камнями.
Люди известные и влиятельные тоже не гнушаются этим (по мнению некоторых) примитивным обычаем. В 2000 году государство Израиль посетил папа Иоанн Павел II. Наряду с другими встречами и посещениями, побывал он и у Котеля, чтобы положить в него записочку, начертанную на официальном бланке Ватикана. Конечно, пролежала она недолго, поскольку представляла собой документ большой исторической, общественной, политической и даже экономической важности. Как вскоре выяснилось, папа просил о благословении Святой земли и прощении за многовековые издевательства христиан над еврейским народом.
Историческая записка папы нашла свое пристанище в музее памяти Катастрофы и героизма «Яд ва-Шем».
Раввин Шмуэль Рабинович, курирующий Котель и святые места Израиля, объясняет свое отношение к обычаю вкладывать в стену записки с просьбами так: для не умеющих молиться это зачастую единственная возможность выразить свое религиозное чувство, своеобразная молитва. А потому он не усматривает в этом «суеверия» или «невежества».
В записках еврейского путешественника Биньямина из Туделы, посетившего Эрец Исраэль в 1168 году, есть любопытные сведения, касающиеся иерусалимских обычаев. В числе прочих, он рассказывает об обычае вбивать гвоздь между камнями Стены Плача, отправляясь в дальние странствия. Бытовало поверье, что это талисман, охраняющий от опасностей в пути. По возвращении домой было принято вытаскивать свой гвоздь из стены. Еще один обычай — писать или выбивать на камнях Котеля имена больных и вообще нуждающихся в помощи свыше. До сих пор на камнях можно найти около сорока надписей с выбитыми именами.
Раввины Иерусалима осуждали эти странные поверья и считали такие действия осквернением святыни, а в качестве альтернативы предлагали вкладывать записки. Предполагают, что это и стало началом ныне бытующего убеждения в действенности такой своеобразной молитвы.
Куда же деваются записочки потом? Ведь их так много, что иной раз приткнуть еще одну просто некуда. Дважды в год их собирают и хоронят в гнизе (захоронение священных текстов) на Масличной горе, как принято поступать со всеми святыми текстами, в которых упоминается имя Б-га.
Женская часть отделена перегородкой
Там не суетно, все-таки люди о высоком думают -
хотите прикоснуться, скорее всего девушки чуть подадутся, освобождая немного места у стены.
Или подождать минуту, всё время одни подходят, другие уходят,
религиозные женщины сидят с молитвенниками, кто у самой стены, кто поодаль.
Каждый о своем молится. Никто не помешает. Ну если не прям разом двадцать три туристических автобуса прибудут.
Есть два взгляда на соприкосновение со Стеной. "Я не могу проникнуться чем-то в мельтешащей толпе,
чтоб предаться возвышенным чувствам, нужна более торжественная обстановка".
У других получается отрешится от внешнего "Я стою перед Стеной и вся окружающая круговерть не имеет значения".
Некоторые религиозные евреи спускаются к подземной части Котеля для более сокровенной молитвы.
Справа на женской половине, если подняться по ступенькам - маленькая синагога
На мужской стороне тоже есть, побольше и поухоженней.
И там почему-то всегда менее людно, чем у женщин.
Не смотря на это в прежние годы женская территория была существенно уже мужской. Сейчас уже не так заметно, похоже перегородку несколько сместили.
Записочками утыкана всякая мало-мальски доступная щель,
их вынимают, иначе давно б уже все трещины заполнились.
Нам сказали, что вот только что, перед праздниками было очередное изъятие и захоронение записок.
Ну и впрямь, кое-где еще свободную щелочку можно отыскать.
Я не пишу записку. Я агностик. Не испытываю трепета ни к одной
конфессии. Зла людям не делаю, придет черёд, тогда и увидим, есть ли там что.
Но этим камням две тысячи лет. Внушает впечатление.
Не подобает поворачиваться спиной к священному месту. На выход пятятся спиной.
Я тоже как девушка в юбке отступаю наискосок полубоком. Из уважения к присутствующим.
Молитвенных книг множество, тут на полках и на столах вдоль прохода,
бери, читай, свободно. На иврите. Других не заметила.
Приходят семьями и по одиночке,
прибывают группами,
классами
и подразделениями -
Группа под красным флажком говорит по-русски.
Гиды обычно держат повыше что-либо приметное, чтоб туристы не потерялись.
Ритуальное омовение рук по иудейской традиции. Непременно из специальной кружки поплескать.
Дежурные по Котелю.
Не так давно появились, столиков с амуницией прежде не было.
Была коробка с бумажными кипами и все.
Теперь вот такие шапочки -
Мужчинам положено быть с покрытой головой,
а для женщин накидка на плечи -
Не просто так стаканчиком трясёт, а продаёт как бы, ниточки от сглазу,
просто кусочек красной нитки шерстяной, в Израиле беременные с такими ходят, уже как примета стало -
и говорить никому не надо, пришла на работу с ниточкой, все смотрят с пониманием )
а возле Стены Плача купить поди и вовсе кошерно.
Тут вообще-то имеется в виду, что будут в ящик кидать мелочь.
Не удержалась, перевожу: - Без монетки, говорю, - не подействует, прямая связь с небом как-никак.
Да где там, налетай, халява.
Ну что ж, счастливых всем беременностей!
А это уже в Суккот. В праздничный день народу гораздо больше.
Даже на мужской стороне толпа погустела
Женщинам обустроили дополнительные молитвенные места на площади
На площади есть палатка - медпункт
И отделение полиции на крыше под тентом -
Место очнь хорошо охраняется,
полиция и пограничники на каждом углу
Ситуация обязывает.
Что бы жители и гости могли свободно и беспечно гулять, праздновать, радоваться
Главная праздничная сукка у Котеля -
самая красивая в Старом городе
Туда очередь,
заходят совершить положенный обряд с "четырьмя растениями"
Рядом еще одна сукка, побольше, но не такая нарядная -
"Четыре растения" - арба миним,
в предыдущем посте подробнее что это и зачем.
Комплект с растениями - это для мужчин ритуальный атрибут, девочки просто папин нести помогают.
Праздник прошел, сукки начинают разбирать,
а я разбираю иерусалимские фото,
все хочется показать, в каждом моменте что-то приметилось, что жалко оставить в архивах.
Лови кадр! Коллега )
Не, я так не бегаю, часто снимаю от пояса, внешность способствует, меня и не заметно =)
Апд
Исторические тонкости для заинтересовавшихся
http://www.eleven.co.il/article/11599 "Западная Стена" и другие статьи.
http://stenaplacha.net/index.php/virtual Виртуальная Стена Плача
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →