Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Categories:

Тот самый столп

Я памятник воздвиг,
к нему не зарастет
и прах переживет
и назовет язык


Учебник истмата литературы наставлял юных борцов за дело - срезать углы поэтических околичностей ("а ты хватай ее за плечи, по пустырю, через ухаб!"), приветствовался прямолинейный подход: "Парус" - это революционер (- Кто сказал "валит за бугор"!?), а пушкинский "Памятник" - против царизма.
Т.е."вознесение над столпом" предполагалось понимать как: "Что там какой-то царь, я на голову круче! Alexander the first останется в истории как «Политический деятель, одноименный воспетому в стихах столпу. Руководил государством в эпоху АС Пушкина»."
Но, позвольте, - засомневались лишенные классового чутья филологи, - почему же "александрийского", вместо бескомпромиссного "Александрова столпа", сообразно ли "непокорной главе" мелочное увиливание ?

kolumno_019.jpg


Традиция пошла еще от Жуковского, он готовил к посмертной публикации найденное в черновиках "обращение к Музе", поосторожничал и заменил "александрийский" "наполеоновым столпом" (он же Вандомская/парижская колонна). Очевидно полагая, что искусствоведы в штатском не особо разбираются в нюансах словоупотребления, неровен час сочтут за "подрыв основ".
(Восстановленный подлинный текст опубликован Бартеневым в заметке «О стихотворении Пушкина „Памятник“» в 1881г)

- Пушкинский «Памятник» демонстрирует преемственность поэтической традиции, начатой Горацием:

Квинт Гораций Флакк 23 г. до н. э.
Exegi monumentum aere perennius
regalique situ pyramidum altius,...

М. В. Ломоносов, 1747
Я знакъ безсмертiя себѣ воздвигнулъ
Превыше пирамидъ

Р. Державин, 1795
Я памятникъ себѣ воздвигъ чудесный, вѣчный,
Металловъ тверже онъ и выше пирамидъ;


- предшественники возносят свою славу выше древних пирамид, а у Пушкина оным соответствует «Александрийский столп» - логично предполагают сторонники ориентальной версии столпа - тем более, что египетская тема была весьма популярна в культурном дискурсе того времени и нашла отражение в творчестве поэта ("Египетские ночи")..
На стороне приверженцев устоявшегося толкования (что Пушкин предрекал своей славе вознестись над символом самодержавной власти) - историческая традиция: "Всегда так считали!".
В горячих баталиях по поводу релевантности прочтений и каноничности трактовок пушкинисты прочили на роль "столпа" даже Фаросский маяк.
К настоящему моменту литературоведческая общественность пришла к соглашению, что «Александрийский столп» в стихотворении А. С. Пушкина «Памятник» — сложный синкретный образ, в нём присутствует не только памятник Александру I, но и аллюзия к обелискам Александрии.
Или наоборот: "Не только ..., но и аллюзия к памятнику Александру I".
(См. Вики: "Александрийский столп и Пушкин")
Так или иначе "облако смыслов" к "образу столпа" включает и тот самый, что ни наесть александрийский -


kolumno_018.jpg


"Помпеева колонна" в Александрии вырезана из глыбы красного асуанского гранита. К Помпею не имеет никакого отношения, триумфальная колонна воздвигнута по случаю взятия Александрии императором Диоклетианом в 297 году (нашей эры). В древности, по-видимому, была увенчана статуей императора, что следует из мозаичных изображений V века.
Общая высота монумента с базой и капителью — около 30 м, диаметр ~3 м, вес под 300 тонн. Тоже не хило, хотя далеко до колонны на Дворцовой площади (более 600 тонн только стержень колонны и высота за 40 метров)


kolumno_017.jpg



kolumno_015.jpg


По территории комплекса разбросаны древне-египетские и греко-римские артефакты


kolumno_014.jpg

Катакомбы стоит посмотреть -

kolumno_013.jpg

"Расположенные рядом с «Колонной Помпея» катакомбы Ком-эль-Шукафа представляют собой многоуровневый античный некрополь, состоящий из лабиринта туннелей, лестниц и залов с гробницами. Произошедший в сентябре 1900 года случайный провал свода вновь открыл доступ к давно заброшенным катакомбам, после чего в них проводились масштабные археологические раскопки, реставрационные работы и откачка воды с затопленных нижних ярусов. Лишь в 1995 году катакомбы были открыты для свободного посещения."


Город за музейной стеной:

kolumno_012.jpg



kolumno_011.jpg



kolumno_010.jpg


kolumno_016.jpg


kolumno_009.jpg

Рыночная площадь,

kolumno_008.jpg


для своих, для местных -


kolumno_005.jpg



kolumno_004.jpg



kolumno_003.jpg


kolumno_006.jpg

#уличныекофейни

kolumno_007.jpg


kolumno_002.jpg


Апд.
Ходит по сетям т.н. "теория бетона" - о том, что монументальные сооружения глубокой древности и не столь далекой старины создавались методом заливки бетоноподобных смесей в формы. Ибо обработка каменных махин не укладывается в представление нашего современника, не знакомого с инструментом тяжелей мобилки.
Ответ строителя:
"...если допустить теорию бетона, то колонна, не имеющая арматуры, бетоном должна заливаться единомоментно! В случае александровской колонны это 600 тонн, то есть 10 железнодорожных цистерн. Сразу вопрос - сколько мужиков с ведрами, или как там еще их заливали, а сколько мужиков мешали лопатами и подвозили (откуда, как, за какое время...)? И вы себе может представить какая должна быть опалубка в случае той же Александрийской колонны? Жидкость, как известно давит одинаково во все стороны, то есть давление на внешние стенки внизу опалубки тоже под 600 тонн!"
"В некоторых древних каменных постройках керамическая облицовка применялась для каменных балок.."




kolumno_001.jpg

Вместо ролика про Александрию для #городаивесипесня другое напрашивается, известное -



Tags: #городаивесипесня, #уличныекофейни, Александрия, Египет, рассуждалово
Subscribe

Posts from This Journal “рассуждалово” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →