Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Categories:

Глиняные трущобы Сивы

Siva_045.jpg

Совсем недавно жители столичного (и единственного) города в округе Сива строили себе сакли из камней и глины.
Тесно жмутся друг к другу мазанки на склоне возвышающегося над оазисом холма - защищать такой коллективный кров легче, да и много ли требовалось неприхотливому берберу - место для ночлега, крыша над головой, кому нужны просторные палаты? Новое время принесло новые смыслы - теперь нужны! Народ Сивы оценил преимущества жизни в современных домах - электричество, обстановка, личное пространство. Индивидуальные застройщики окружили отчий холм кубиками двух-трехэтажек, не претендующих на изыски, но практичных (и комфортных в сравнении с жилищами из земли и палок).
И тут городской совет забил тревогу: - "Что ж вы так недальновидно рубите палку сук, на котором держится вся наша экономика! Туристы приезжают поглазеть на экзотику, а им нате-выньте типовые короба с кондеями и спутниковыми тарелками."
"Мы вам тут не зоопарк" - безмолвствовал народ и продолжил возводить свое без зазрения экономической сознательности. Мерия решила пойти на компромисс и велела домовладельцам строиться как угодно, но обмазывать фасады глиной, в ретро-стиле. На нынешний момент лишь два сооружения соответствуют принятому нормативу - сама мэрия и полицейский участок.
А на холме теперь музей. Крыши из пальмовых листьев в большинстве не сохранились, а в стенах былого "человейника" можно прогуляться. За тем сюда и едут со всех концов света искатели впечатлений на свою кормовую часть.

Египет начал утверждать более жесткий контроль над регионом только после визита 1928 года в Оазис короля Фуада I, который ругал местных жителей за подверженность «пороку» и ввел систему наказаний, чтобы привести поведение Сив в соответствие с египетской моралью. О "пороке", англо-Вики отжигает:

[Сивская гомосексуальная традиция]
Сива представляет особый интерес для антропологов и социологов из-за его исторического признания гомосексуализма мужчин и даже ритуалов, отмечающих однополые браки - традиции, которые египетские власти стремились с большим успехом подавлять с начала двадцатого века. Практика, вероятно, возникла потому, что с древних времен незамужние мужчины и мальчики-подростки должны были жить и работать вместе за городом Шали.

Немецкий египтолог Георг Стейндорф исследовал Оазис в 1900 году и сообщил, что гомосексуальные отношения являются общими и часто распространяются на форму брака: «Праздник женитьбы на мальчике отмечался с большой помпой, а деньги, заплаченные за мальчика, иногда составляли пятнадцать фунтов, тогда как деньги, заплаченные за женщину, были чуть более одного фунта». Махмуд Мохаммад Абд Аллах, описавший Сиванские обычаи для Гарвардского Музея Пибоди в 1917 году, прокомментировал, что, хотя люди Сивана могут принять до четырех жен, но одного мальчику, с которому он связан строгим кодексом обязательств".
В 1937 году антрополог Уолтер Клайн написал первую подробную этнографию сиванов, в которой он отметил: «Все нормальные сиванские мужчины и мальчики практикуют содомию ... между собой туземцы не стыдятся этого, они говорят об этом так открыто, как говорят о любви к женщинам, и многие, если не большинство их боев возникают из-за гомосексуального соперничества ... Известные мужчины дают своих сыновей друг другу. Все сиваны знают о связях, которые произошли среди их шейхов и их сыновей шейхов ... . Большинство мальчиков, употребляемых в содомии, имеют возраст от двенадцати до восемнадцати лет». После экспедиции в Сиву археолог граф Байрон де Пророк сообщил в 1937 году: «Энтузиазм, к которому нельзя было подойти даже в Содоме ... Гомосексуализм был не просто безудержным, он бушевал ... У каждого танцора был его парень. .. начальники имели гаремы мальчиков».
В конце 1940-х годов сиванский купец сказал приезжающему британскому романисту Робин Моэму, что сиванские женщины «проигнорированы», но что сиванские мужчины «убьют друг друга за мальчика. Никогда за женщину», хотя, как заметил Моэм, брак с к тому времени с мальчиком стал незаконным. Египетский археолог Ахмед Фахри, изучавший Сиву в течение трех десятилетий, наблюдал в 1973 году: «Пока сиваны все еще жили в своем городке, никому из холостяков не разрешалось переночевать в городе и спать внутри городской стены. .. В таких обстоятельствах неудивительно, что среди них был распространен гомосексуализм ... До 1928 года было обычно, что между двумя мужчинами было заключено какое-то письменное соглашение, которое иногда называлось брачным контрактом; но с момента визита короля Фуада в этот оазис он был полностью запрещен ... Однако такие соглашения продолжались, но с большой секретностью и без фактического написания до конца Второй мировой войны.
Несмотря на множество источников этой практики, египетские власти и даже сиаванские племенные старейшины пытались скрыть историческую и антропологическую фактографию. Когда антрополог из Сивы Фатхи Малим включил ссылку на гомосексуальность Сивана (особенно любовное стихотворение отрока к одному молодому человеку) в своей книге « Оазис Сива» (2001), племенной совет потребовал, чтобы он затушевал материал в текущем издание книги и удалил его из будущих изданий, под угрозой исключения из сообщества. Малим неохотно согласился и физически удалил отрывки в первом издании своей книги и исключил их из второго. Новая книга, "Сива Прошлое и настоящее"(2005) А. Думайри - директор древностей Сива незаметно опускает все упоминания об исконных обычаях жителей.»

В других источниках - за пределами англотолерантной Вики - упоминается только что "подростки и мужчины до 40 лет оставались холостыми и должны были жить вместе, за пределами города".
Типа, догадайтесь сами.

А в 2008 году оазис был номинирован в «Семь новых чудес природы»

====================

Так же АнглоВикия упоминает о Сива-израильских отношениях (целый раздел "еврейские туристы") в кратком пересказе: некий "эксперт по египетским делам" настучал Аль-Джазре, что сивские берберы снюхались с праздношатающимися по сахарским е**ням израильтянами. "- Да нивжизнь!" поклялись каналу берберы, "Ничего мы их не привечаем, мы их вообще даже "ненавижу так, что кушать не могу" - они ж того, участвуют в арабо-палестинском конфликте!"


[и другие подробности для любознательных:]
Сива ( арабский : واحة سيوة , Wahat Sīwah, IPA: [wæːħet siːwæ] ; коптский : (ϯ) ϣ ⲉ ϣ ⲁⲙⲟⲩ ( Di) Şeşamu; берберские языки : Isiwan , ⵉⵙⵉⵡⴰⵏ ) — оазис в Египте, расположен в губернаторстве Матрух в 300 км к юго-западу от побережья Средиземного моря, во впадине Каттара, поэтому оазис на 18 метров ниже уровня моря. В оазисе есть шесть озер, 200 родников, 1200 колодцев и 20 тыс акров плодородных земель! В 50 км - граница с Ливией. Размеры оазиса 50 на 20 км.

Население оазиса по разным оценкам составляет около 30 тыс. человек. В центре оазиса находится город с населением ~ 7 тыс человек. Большинство местных жителей — этнические берберы (самоназвание "амахаг" -"человек"), говорят на берберском наречии тасиуит.
Благодаря изолированному географическому положение оазиса, берберы смогли сохранить свой язык и большую часть традиций.
До тех пор, пока в 80-х годах не было построено асфальтированное шоссе к побережью Средиземного моря, единственные связи Сивы с внешним миром заключались в трудных верблюжьих тропах по пустыне. Они использовались для экспорта фиников и маслин, доставки товаров для торговли или перевозки паломников по маршруту, который связывал Магриб с Каиром и, следовательно, с Меккой
Исторически это часть Древней Ливии.


Хотя известно, что оазис был заселён с древнейших времён, первое упоминание о Сиве относится ко временам XXVI династии фараонов, когда был сооружён Некрополь. Древнеегипетское название Сивы — Нехт-ам, то есть «Земля пальм».
В оазисе располагался один из самых известных храмов бога Амона, поэтому его древнее название — Аммона (Аммонский оазис).
Греческие колонисты имели контакты с Сивой примерно в то же время (VII век до н. э.), и во времена Геродота уже был известен храм оракула Амона . В 525 году до н. э. персидский царь Камбис, после покорения Египта отправил 50 тыс. воинов для покорения Сивы, но они бесследно исчезли в пустыне (вероятно, во время песчаной бури). Около середины IV в. до н. э. местный ливийский князь Ун-амун признал власть царя Египта Нектанеба II, и воздвиг в оазисе египетский храм в честь Амона, в котором изобразил себя подданным египетского фараона.
Перед завоеванием Персии Александр Македонский посетил Сиву, расположенный здесь знаменитый оракул Амона объявил ему о его божественной природе и назвал законным фараоном Египта.
Позднее римляне использовали оазис как место для ссылки.

В 708 году сиваны сопротивлялись исламской армии и, вероятно, не обращались до XII века. В местной рукописи упоминается только семь семей, насчитывающих 40 человек, живущих в оазисе в 1203 году.
В 12 веке Аль-Идриси упоминает его как обитаемого в основном берберами с арабским меньшинством. Первым европейцем, посетившим оазис с римских времен, был английский путешественник Уильям Джордж Браун , который приехал в 1792 году, чтобы увидеть древний храм Оракула.
Мухаммед Али Египетский присоединил Сиву к Египту в 1819.

В последние тринадцать столетий Сива находилась на самоуправлении. Как гласят местные предания, в 1203 году семь семей, состоящие из 40 человек (выходцев из Агурми - древней столицы оазиса), основали новое поселение Шали, по сей день их почитают как "сорок предков", по всей видимости, они были последние оставшиеся в живых в результате долгих междоусобиц между берберами и арабами, они и стали родоначальниками нескольких более многочисленных групп племен "Востока". Позднее в Сиву прибыла часть переселенцев из Ливии, которые так же поселились в оазисе, стала называться племенами"Запада". Эти две группы племен находятся на протяжении более десяти веков в состоянии вражды.
Каждым племенем "Востока" и "Запада" управляет шейхом, совместно с советом из десяти старейшин племени, состоящий из представителей всех семейств племени.В случае возникновение споров между племенами собираться совет шейхов в Шали , который и разрешает возникшие проблемы согласно праву Сивы и Шариату . Наказанием могут быть побои , штрафы а так же изгнание из племени.
(Тысяча лет, Карл!, вражды и добрососедства в таких кромешных условиях, где вроде нечего делить)

========
Халед Саад, глава отдела доисторической археологии Высшего совета по изучению древностей, отметил, что до сих пор старейшая находка, связанная с первыми людьми на территории Египта, датировалась 200 тысячами лет.
Экспериментальные данные позволили реконструировать выпадение осадков в пустыне в течение последних тысячелетий. Сахара стала пустыней после продолжительной засухи из-за общего похолодания в северном полушарии. Еще 25 тысяч лет назад здесь было пространство, покрытое сетью озер и равнин с густой растительностью. Ответить на вопрос о переменах исследователи смогли, изучая покрытые воском листья времен «зеленой Сахары», которые были обнаружены в морских осадочных породах на четырех участках вдоль побережья Африки. За последние несколько миллионов лет Сахара несколько раз зеленела и превращалась опять в пустыню, меняя облик вместе с колебаниями климата Земли.

========
По новостникам разошлась сенсационная информация - в 2007 году в Сиве были найдены отпечатки человеческих ступней, возраст которых оценивается в 3 миллиона лет. Это самые древние человеческие следы в мире: "Египетские археологи утверждают, что обнаружили в оазисе Сива, что на западе страны, древнейший отпечаток человеческой ступни. Они убеждены, что их находке может более трех миллионов лет, то есть она старше скелета гоминида «Люси», найденного в Эфиопии в 1974 году. Reuters поясняет, что ученые датируют отпечаток по породе, рядом с которой его нашли. След человеческой ноги отпечатался в глине, которая со временем затвердела до состояния камня.
Глава Высшего совета по изучению древностей Захи Хавасс был более осторожен в оценках возраста отпечатка: он предположил, что ему два миллиона лет. Во всяком случае, находке предстоит пройти радиоуглеродные анализы для уточнения датировки." Однако за минувшее десятилетие никаких доказательств этого предположения не было представлено. - инглишВики


Siva_021.jpg


Siva_044.jpg

Наглядно представлен рукотворный композит из подручных материалов.
(И ничуть не смехотворный. Я еще застала сооружение саманного строения в подобном же стиле, глина+рубленая солома в опалубке из реек. И кст. стоять такое жилище может десятилетие, зимой хранит тепло, летом прохладу)

Siva_034.jpg


Siva_043.jpg

Мечеть на территории музейного холма действующая.
От входящих во врата дам потребовали обернуть главу чем под руку попадет платком.

Siva_000.jpg

У френдессы maya_cooks очень кстати оказалась с собой турбина, послужившая мне пропускным покрывалом

Siva_042.jpg


Siva_037.jpg


Siva_041.jpg

Некоторые помещения еще используются,
под сторожки или еще какие-то нужды

Siva_040.jpg



Siva_039.jpg


Siva_020.jpg


Проходы расчищены, дорожки-ступеньки, местами с ограждением. Вечерняя подсветка. Музей, все как положено -

Siva_038.jpg



Siva_036.jpg

При ярком свете мыльница еще как-то, вечером, увы, не тянет )

Это я так хотела "гулять для себя, а не для блога", что теперь приходится крутить движки в редакторе, чтобы придать картинкам хоть сколько-нибудь пристойный вид.

Siva_035.jpg


Siva_032.jpg


Siva_033.jpg

Приехали под вечер. Постарались подняться на вершину засветло, чтобы застать последние лучи заходящего солнца


Siva_031.jpg

Что это за шипы торчат из округлой боковины?
- Чтобы голуби садились.
Египетские голубятни заслуживают отдельной темы.


Siva_030.jpg

С горы широкий вид на столицу озерного края административный центр в оазисе Сива

Siva_029.jpg



Siva_028.jpg

Неподалеку мемориальная Гора Мертвых - Джебель-аль-Маута. Из-за близости грунтовых вод хоронить людей в земле было невозможно, поэтому гробницы устраивались в скале

Siva_001.jpg

Некоторые заселенные халупы имеют вполне соответствующий указаниям мэрии "антикварный" вид

Siva_027.jpg

Вот так они и жили.
Хотя.. отдельная каморка на семью (в теплых краях не знающих дождей) и несколько чуланов  в придачу, для своего времени не такой уж и отстой

Siva_025.jpg



Siva_026.jpg

А рядом вполне себе крепенький железобетон


Siva_024.jpg

Хаотичная застройка характерна для арабского мира, будь то хоть ретро, хоть модерн


Siva_023.jpg

Фрагмент традиционной пальмовой кровли сохранился


Siva_022.jpg


Гостиница старается передать сивский национальный колорит в архитектуре -

Siva_019.jpg



Siva_018.jpg



Siva_017.jpg



Siva_016.jpg

Внутри весьма уютно. И - прохладно! Проверенные временем технологии имеют свои плюсы.

Siva_015.jpg



Siva_014.jpg



Siva_013.jpg



Siva_012.jpg



Siva_011.jpg

Гужевой транспорт не на потеху приезжим. Повозки в одну лошадиную/ослиную силу сплошь и рядом , даже в Каире не редкость.


Siva_010.jpg

Тот самый полицейский участок, покрашенный "под старину"
и административное здание -

Siva_009.jpg



Siva_008.jpg

Уличные сюжеты мимоходом (точнее сказать - мимоездом), сорри за "мыло"


Siva_007.jpg

Воон там в уголке за прицепом - редкая встреченная нами особа женского пола -

Siva_006.jpg

. Одни мужики на улицах.
Продавцы, бакалейщики, обслуга, прохожие и посетители кофеен - сплошь мужского рода.
Единственная женщина, встретившая нас в отеле, организатор всей последующей сивской движухи на джипах - мадам Сюзи - была европейкой.

Siva_005.jpg



Siva_004.jpg

Живописная коряга преобразуется судя по всему в дрова. Хотя так и напрашивается изделие, достойное лавки "древних артефактов"

Siva_003.jpg

Пока, Сива! Хотелось бы больше, но каникулы не резиновые, а страна большая.


Siva_002.jpg

Берберский полосатик и непрезентабельный, но эксклюзивный чугун из Сивы для проектов  #котогеография и  #географиялюков

[Про женщин]Положение женщин в Сиве не сильно отличается от положение женщин во всем мусульманском мире, когда девочке исполняется 16 лет ее необходимо выдать замуж. Поэтому мать начинает готовить придание с десятилетия дочери. Без разрешения мужа (отца) женщина не может выйти из дома и даже заговорить. Решение за кого выдать дочь замуж принимает глава семьи, при этом невеста может встретиться с женихом не больше чем на одну - две минуты пару раз в год.
Согласно традициям Сивы, которых очень строго придерживаются жители оазиса на протяжении многих веков, браки заключаются внутри племени, что привело к своеобразному "высветлению" населения. Во внешности сиванцев больше негроидных черт и более темная кожа, чем у многих других представителей берберов, но среди них много альбиносов — белокожих блондинов, но со всеми особенностями негроидной расы.
Одеваются женщины Сивы так же гораздо строже, чем во всем остальном Египте. Практически все пожилые женщины ходят в длинных абаях с лицами, полностью закрытыми паранджой. Те, кто помоложе, тоже иногда носят никаб, но все-таки сейчас чаще позволяют себе обычный платок. Так же, как и у всех берберов неотъемлемой частью одежды являются серебряные украшения (все женщины берберов избегают носить золото). Шейные и грудные украшения сиванок весят около десяти килограмм, в комплекте к которым обязательно идут браслеты и прочие украшение рук, весом от одного до двух килограмм на каждую руку. Очень интересно пишет об оазис Сива и ее жителях известная американская танцовщица Тамалин Даллал в своей книге «Глазами любопытной кошки»:
«….У некоторых сиванцев очень темная кожа, точь-в-точь как у африканцев. При этом здесь есть люди с голубыми и зелеными глазами, а также со светлыми, всегда сильно вьющимися волосами. С раннего детства и до дня своей свадьбы девочки носят длинные платья из плотной ткани с рюшами на рукавах и ниже талии. В этих платьях они ходят по пыльным переулкам своего района, сверкая блестками на солнце. Многим приходится спрашивать разрешения, чтобы отлучиться из дому; перед выходом они заворачиваются в тарфотет – синюю клетчатую ткань. Это что-то вроде большой простыни, покрывающей человека от головы до пят. Лицо и глаза девочки прячут за черными шарфами. Единственный участок обнаженного тела, который можно увидеть, – запыленные стопы в сандалиях.
Дома женщины переодеваются в свободные туники, сшитые вручную, часто из ткани в широкую полоску. В комнате, где нет мужчин, черную ткань отворачивают с лица или просто снимают тарфотет.
Девушки бывают и стройными, и полноватыми, но после вступления в брак, который, как правило, заключается между пятнадцатью и восемнадцатью годами, рождаются дети, и женщины превращаются в дородных дам…»
До недавнего времени, Сива была самым недоступным из всех египетских оазисов. Местные жители и по сей день живущие в поселении рядом с оазисом, благодаря такой изолированности, сумели сохранить самобытную музыку и танцы, не дав смешаться им с другими восточными культурами.
Сиванки танцуют под аккомпанемент женского пения и ударов по оливковым бочкам, и кроме самих женщин, согласно традициям, этот танец больше никто не видит. Костюм танцовщицы составляют галабея до колен, шаровары, платок и огромное количество украшений, но в этом случае танец это способ выставить напоказ свое богатство и статус. В женских танцах Сивы максимально используют шимми (тряски бедрами), прыжки, проходки в плие, круги, удары бедрами. Руки согнуты в локте, с повисшими и расслабленными кистям , максимально дающие обзор всевозможным украшениям и полностью не участвующие в движении, как и верхняя часть тела из за массивных украшений.

Мужские танцы Сивы намного мягче и нежнее. Костюм танцоров также состоит из шароваров, галабеи и пояса на талии. Движения очень чувственные и сексуальные, в восприятии людей других культур связанные исключительно с женским танцем, представляя собою сложный микс разных стилей.
Дело в том, что по законам Сивы, которые ревностно соблюдаются и сегодня, мужчина может жениться лишь по достижении 40 лет. До этого времени он изолирован от женского общества, что породило гомосексуальные связи, широко распространенные среди мужского населения в возрасте от 20 до 40 лет. Это-то и отразилось в танце: те движения, что у других народов ассоциируются только с женским танцем, мужчины Сивы исполняют еще чувственнее.


Все лучшее надену сразу хэшмобы в-гости-к-нам:

Сиванская музыка для бессрочного приложения к игре в города #городаивесипесня




Tags: #архитектураповторникам, #городаивесизакатырассветы, #городаивесипесня, #жизненнаясреда, #котогеография, #люкогеография, Египет, Сива, Сивы
Subscribe

Posts from This Journal “Египет” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →