Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Categories:

Ём кипур. От Дня сотворения мира до Судного дня

День, когда пустеют улицы.
Всё закрыто - Судный день (завершающий Дни трепета);
усердные иудеи постятся, молятся и трепещут в ожидании приговора Всевышнего -
продлят ли командировкув этот мир еще на год? Друг другу желают "Гмар хатима това" - "хорошей подписи".
Все, кто успешно дождался первой звезды нынешним вечером - нужною визу значит благополучно получили.
Когда пост завершается, раввин трубит в бараний рог – «шофар».


kipur

Улицы без машин превращаются в прогулочные бульвары - рай для пешеходов и детишек на велосипедах.
Понятно, что вечерней прогулкой наслаждается светская публика, не озабоченная молитвенными бдениями.




kipur

(Набережная в Бат-Яме)

Картинка здорово напоминает давние "народные гуляния" в Ростове,
даже красные флажки на столбах - тут они просто так, для разноцветности;
разве что без уличных буфетов и пьяных не встретишь.



В иудейской религиозной традиции

с Рош hа-Шана начинается десятидневный период - йамим нораим - "дни трепета", который завершается Йом Кипуром - днем всепрощения, искупления.
В Рош hа-Шана происходит ежегодный Божественный суд над всем миром в целом и над каждым человеком в отдельности. У нас есть 10 дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Лишь после Йом Кипура Божественное решение окончательно утверждается - "скрепляется печатью", и таким образом определяется наша судьба на ближайший год.
Большинство календарей народов мира этот счет ведут от какого-то исторического события, и начало нового года при этом связывается с празднованием некой даты. В еврейском календаре счет лет ведется от Сотворения мира.
Рош hа-Шана считается началом нового витка в мировом круговороте. Рош hа-Шана - праздник Сотворения мира, мы ответственны перед Богом, который дал нам возможность жить и существовать. Поэтому этот день, Рош hа-Шана, праздник Сотворения мира, является также днем Божественного суда, регулирующего глобальную справедливость сотворенного мира.
...

В европейском мировосприятии конец старого года и начало нового - это один момент, полночь с З1 декабря на 1 января.
Ровно в момент боя часов на Спаской башне весь народ ощущает окончание старого года и наступление нового.
Еврейское восприятие конца старого и начала нового года, однако, совершенно иное. В восприятии Торы "начало года" - это не момент и даже не день (и не два дня). Начало года - это целый месяц, включающий праздники Рош hа-Шана, Йом Кипур и Суккот, и эти праздники - все вместе, как единый комплекс, являются концом одного года и началом следущего.
Тора (Исход З4:22) называет "поворотом года" не сам день Рош hа-Шана, но и все осенние праздники, от Рош hа-Шана и до Суккота. Суккот, вплоть до Симхат Тора, является, таким образом, не первым праздником наступившего года (хотя "формально-календарно" он, конечно, относится уже к нему), но последним, завершающим, праздником года предыдущего.
http://www.machanaim.org/holidays/ynoraim/napov-1.htm 

...


Иом-Киппур по правилам еврейского календаря  никогда не приходится на пятницу или воскресенье.
Согласно Талмуду, «изнурение души» подразумевало пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость (Иома 8:1). Опасность для жизни отменяет установленные для Иом-Киппура запреты (напр. нуждающиеся в регулярном питании из-за болезни или ослабленности не постятся или пост облегчен).
Полный отказ от еды и питья  обычно начинается за полчаса до захода солнца кануна праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки.
Пост в Йом-Кипур соблюдают и многие светские евреи, обычно не соблюдающие другие религиозные законы. Многие из них посещают в этот день синагогу (не делая этого в другие праздники), поэтому количество посетителей в синагогах в этот день может возрастать в два-три раза.
Действенность Иом-Киппура как Дня всепрощения обусловлена чистосердечным раскаянием в грехах (Иома 8:8, 9; Майм. Яд., Хилхот тшува 1:2–4). Но и такое раскаяние имеет силу лишь в отношении проступков против Бога, а в отношении обиды и ущерба, нанесенного ближнему, раскаяние спасительно лишь тогда, когда ему предшествуют возмещение убытка и прощение со стороны потерпевшего (Иома 8:9; Майм. Яд., Хилхот тшува 2:9).
Ошибочное представление о Йом-Кипуре как дне печали вызвано тем, что это день поста. Но цель праздника вовсе не в умерщвлении плоти, а в примирении между людьми и между человеком и Б-гом.
Среди традиций, принятых даже в светской среде накануне Йом-Кипура пожелание "хорошей записи" (в Книге Жизни) - "гмар хатима това", "лёгкого поста" и обычай просить прощения у всех. Многие молятся весь день стоя.
В Израиле публичное нарушение Йом-Кипура (например приём пищи или вождение автомобиля) не принято. В этот день дороги пустуют (за редкими исключениями ; например, машины скорой помощи), поэтому светские дети (которых родители не приучают к соблюдению традиций) свободно ездят по улицам и шоссе на велосипедах, и израильтяне в шутку называют Йом-Кипур праздником велосипедов. Также в Израиле в этот день не работают теле- и радиостанции, общественный транспорт и аэропорты.



«Козёл отпущения»

В праздник Йом Кипур в Иерусалимский Храм приводили двух жертвенных животных — козлов одинаковой масти.
Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, одного из козлов приносили в жертву на огне (вместо быка), а на другого Первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и «отпускал» в пустыню. Отсюда — «козёл отпущения». Затем козла уводили в Иудейскую пустыню, где сбрасывали со скалы под названием Азазель в пропасть.
Ритуал описан в Ветхом Завете.
Ныне для выполнения обычая «капарот» (обряда искупления), который очень важен в дни перед Йом Кипуром, берут курицу (для женщин) или петуха (для мужчин), совершают обряд(крутят над головой) и относят к шойхету (резнику), а затем дарят бедным примерную стоимость птицы.
http://ejwiki.org/wiki/%D0%99%D0%BE%D0%BC-%D0%9A%D0%B8%D0%BF%D1%83%D1%80





kipur


"Трубный зов" шофара:
http://www.youtube.com/watch?v=PTAmx-dfI5Q
Звук... специфический. Оставляет неизгладимое впечатление.

И. Г. Эренбург
ЛАЗИК РОЙТШВАНЕЦ



Гмар хатима това этому миру!

kipur

Tags: Наши_праздники, Судный_день, монокле-образие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →