Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Categories:

Жили-были набатеи в городе Шивта


В первом веке до нашей эры. Интересный был народ - строили города в пустыне, развивали туристический бизнес предоставляли "ночлег и завтрак" торговым караванам, следующим по Пути благовоний из далекой Аравии к портам Средиземноморья.

shivta_052.jpg

Выживать средь безводных песков приспособились еще раньше - в кочевую пору, научились находить воду в пустыне, копать колодцы, собирать ливневые потоки в период дождей и направлять их в подземные резервуары; а еще: прятать это всё - от запасов до технологий.


Мудрость древних кочевников поражает: до определенного периода членам набатейских племен возбранялось заниматься земледелием, да и вообще слишком увешиваться амуницией и запасами. Ибо привязка к земле, отягченность имуществом сулит войну и рабство. Не одни, так другие, придут и отберут. Как показывает история - вывод совершенно правомерный. Кормишь ли ты свою армию, чужую ли, будет ли в нахлебниках супостат-захватчик или "освобожденный"(от трудов) соотечественник - хлеборобу в любом случае приходится гнуть спину, довольствуясь "прожиточным минимумом".
Кроме того, перемещаясь на свежее пастбище, племя уходит и от нечистот, оставляемых животными. Где навоз, там и болезни.
Отдельный индивид, ведущий кочевой образ жизни - самостоятелен, по необходимости предприимчив, в силу этого более развит и независим, возможно, даже более счастлив. Напротив - народ как целое, тем более развит, чем более локализован, цивилизация следовала за развитием сельхозтехнологий и урбанизацией. Просто кому-то пришлось послужить субстратом на этом празднике жизни.

Столетия скитаний не пропали даром, набатеи прокачали уникальные навыки, которые с развитием торговых путей стали приносить им стабильный доход.
"Набатеи водили караваны верблюдов из Аравийского полуострова, в караване могло быть от 1500 до 4000 верблюдов. Путь занимал от 90 до 120 дней, пока он достигал порта в Газе. Караваны ходили только зимой, когда есть хоть небольшие осадки. Длинна маршрута составляла около 1800 км. На всем пути из Аравийского полуострова и до Газы ученые нашли 65 постоялых дворов, часть которых позже превратилась в города. Предположительно на год приходилось два или три каравана; стоимость товаров включала в себя огромные издержки на логистику, поэтому ценились пряности наравне с драгоценностями. Надо заметить, что пряности не были только лишь роскошью, излишествами - они использовались и как консерванты, предотвращали скисание вина, применялись при бальзамировании, в косметике и приготовлении лекарств."
Однако, после того как Рим завладел Египтом, роль Набатейского царства в обслуживании товарного потока сильно уменьшилась.
Пришлось таки переходить к оседлости, возводить каменные жилища, осваивать растениеводство. В чем набатеи тоже отменно преуспели: города снабжены продуманной системой водосбора, на ручьях делались запруды, на террасах применялось водозадержание. Но без фанатизма, менталитет видимо сказывался. Возделывали себе на пропитание, на стол паломникам-постояльцам, не делая несметных запасов, ни злаков, ни ценностей - города набатеев так и не были разрушены: камни на себе не унесешь, а завидной добычи не наблюдалось.
В эпоху Византии (2й-4й вв) набатеи приняли христианство, в городах отстроили Храмы (до того обходились племенными культами, сведений о которых не много. Как народ набатеи - родственны другим семитским племенам населявшим регион, как и все прочие на рубеже эпох говорили на арамейском.)
С Иудейским царством временами воевали, временами заключали союз, в разгар противостояния выступили на стороне Рима. В 7-м веке, когда на Ближнем востоке распространилось мусульманство, появились мечети (частично переделанные из прежних церквей), некоторое время оба культа функционировали параллельно, а потом - набатеи исчезли. Оставили свои города и растворились. Ни сражений, ни катаклизмов - никаких следов не обнаружено.
Не только набатеи, куда более мощные ближневосточные империи канули в лету, так, что даже имена их восстанавливают по упоминаниям в чужих источниках. Цивилизации, как люди: рождаются, проходят пору расцвета, стареют... Не обязательно их кто-то истребляет силой. На уровне индивида никакой особой трагедии не происходит: "рыба ищет где глубже, а человек - где рыба".
Стены разрушились со временем, города заметены песком. Самые значимые расчищены, на месте раскопок оборудованы археологические парки.
Средь песков встречается немало древних развалин, никем не обихаживаемых.

Шивта - один из самых прекрасных древних городов Негева.
У бедуинов бытовало изречение: "Нет городов больших, чем Ниццана и Увдат, но Шивта превосходит их все".

shivta_051.jpg
Город камней

shivta_050.jpg

Улицы

shivta_049.jpg

Лестницы

shivta_048.jpg

Мощеные площади

shivta_047.jpg

Город не был окружен отдельной стеною, но крайние постройки образовывали сплошную глухую стену с внешней стороны

shivta_046.jpg

Открытой стороной помещения ориентированы на юг - так чтобы низкое зимнее солнце прогревало жилище, а арочные своды создавали тень в летний зной

shivta_045.jpg

Городские конюшни способны гораздо вместить больше животных, чем могло потребоваться жителям, в расчете на постояльцев

shivta_044.jpg

Арочные своды простояли до наших дней - вот где сопромат!


shivta_043.jpg

Самое примечательное в Шивте - храмовые сооружения.
"Северная" (условное название), большая и в свое время самая красивая церковь (отделанная бело-серым мрамором)лишь частично сохранилась


shivta_019.jpg


shivta_042.jpg


shivta_041.jpg

"Южная" церковь самая древняя, сохранились все три аспиды, давая представление о былом величии сооружения

shivta_040.jpg


На куполе просматриваются следы росписи -

shivta_039.jpg


Знаки солнца заметны в орнаменте -

shivta_038.jpg


Боковые приделы служили местом погребения и поклонения святым

shivta_037.jpg



shivta_036.jpg

Город был целиком каменным, дерево в здешних краях редкость и использовалось по минимуму во внутреннем убранстве, стропила для крыш заменяли арочные своды

shivta_022.jpg



shivta_035.jpg

Притолока над дверным проемом - тоже каменная

shivta_013.jpg


shivta_034.jpg
Баптистерий в форме креста


Водосборная система Шивты уникальна

shivta_033.jpg


shivta_032.jpg


shivta_031.jpg


shivta_030.jpg


shivta_029.jpg

Это именно то, чем кажется


shivta_028.jpg


shivta_027.jpg


shivta_026.jpg


shivta_023.jpg
коллектор


shivta_025.jpg
В каменную скобу вставлялась (не исключено, что каменная же) балка, это служило как гигантская щеколда


shivta_024.jpg
Маслодавильный пресс с отверстием под поворотное бревно


shivta_021.jpg


shivta_020.jpg


shivta_016.jpg

Экскурсия с Кучером напоминает семинар на выезде -
расселись и на хороший такой академический час лекция )
Рассказывала как-то в посте Тот самый Ирод

shivta_018.jpg

У набатеев были школы и даже монастырь в Шивте.
Часть монастырских стен сохранилась. Паломники приходили почтить святых,
для пришлого люда вход в церковь был выведен за городскую стену.
Город процветал не менее семи столетий. Целая эпоха...


shivta_015.jpg


shivta_014.jpg


shivta_012.jpg


shivta_009.jpg


shivta_008.jpg

Навес для отдыха, по совместительство мини-музей


shivta_007.jpg
Смотритель какую-никакую живность разводит


shivta_006.jpg


shivta_004.jpg
Борона - просто камешки в доске.


shivta_005.jpg

Посмотришь на древние города - повсюду ведь тогда были такого ж уровня "богатства". Что там было грабить? Однако ж, если не считать затерянных в пустыне "выживальщиков"-набатеев - повсюду крепостные стены, рвы и башни, мощная оборона в гораздо более ранние времена, задолго на н.э...


shivta_003.jpg

Тут и сейчас - не дороги, а направления.

shivta_002.jpg

В Шивту вход свободный, но общественным транспортом туда не добраться,
в пакет стандартных экскурсий этот парк не входит, только своим ходом


shivta_001.jpg



Tags: #городаивеси, Набатеи, Набатея, Негев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →