все вместе, одновременно!
продолжают предыдущее субботнее баловство: задача и принципы перемещения у прыгающих лягушек и hалмы похожи. Игровое поле попросторней, но при этом противник не дремлет - кто первый, тот и выиграл.
Несмотря на коммерческое название "китайские шашки", с шашками игра не имеет почти ничего общего. Это современный, упрощенный вариант на основе игры hалма, известной в Китае приблизительно со II-го тысячелетия до н.е. Играют на поле в виде правильной шестиконечной звезды. Если игроков двое, каждый получает по 15 камней-шашек, если трое и больше — то по 10. Во время игры все шашки остаются на поле — бить в этой игре нельзя.
Ходы делают по очереди. За один ход можно либо передвинуть свою шашку на соседнее поле, либо прыгнуть через одну свою или чужую шашку. Прыгать за один ход можно сколько угодно, но нельзя совмещать прыжки с передвижением на соседнее поле.
Цель игры — переставить все свои шашки в противоположный луч звезды первым. Если двое игроков сделали это за одинаковое количество ходов — засчитывается ничейный результат:
Выберите цвет
Вшестером я в такую штуку никогда не играла, да и один на один только с компьютером,
в детстве мы на шашечной доске подобным же образом перебирались из уголка в уголок.
Колышки
внешне более схожи с "Лягушками" - единственным свободным полем в центре.
Но зато "колшки" можно бить - по шашечному принципу: перепрыгнул - снял с доски.
Эта забава - пасьянс, как и в "лягушках" сам с собой играешь:
У одного автора нашлось интесное рассуждение с элементами мануала:
[ Секрет <<головоломки>>]
Сергей Котов
men-c.com
Довольно интересная головоломка. Прыгая подобно классическим шашкам через шарики и последовательно снимая их с доски нужно прийти в конечном итоге к ситуации, когда на поле останется единственный шарик в центре.
Тогда задача сводится к поиску в исходной позиции известных групп – паттернов и даже не нужно при этом скакать вручную шашечкой.
В конечном итоге задача сводится к уяснению того факта, что решение для 32-х шашек имеется и … на этом интерес к самой головоломке пропадает.
Но интересно другое. Сама ситуация решения головоломки через поиск известных паттернов некоторым образом моделирует процесс познания человека. Мы обладаем способностью на основе наблюдений каких-либо элементарных фактов в жизни делать обобщающие выводы, а далее использовать эти выводы как элементарные единицы для размышления более высокого порядка.
Вот простой пример такой связки.
Ребенок учится читать. Сперва он учится узнавать отдельные буквы, затем сочетания букв, далее вслух читает по слогам и, прочитав слово, узнает его по звучанию. Постепенно ребенок с опытом приучается читать уже не по буквам - слогам, а словами целиком, не обращая никакого внимания на буквы текста.
Необходимость такого обобщающего опыта для человека очевидна. Он позволяет нам решать свои интеллектуальные задачи быстро, не задумываясь о "технических" элементах - деталях. В сущности это процесс некоторой индивидуальной классификации, тесно связанной с культурным окружением человека. Таким образом, можно было бы сделать вывод, что тот, кто обладает хорошей способностью многоступенчатого индуктивного вывода, должен иметь особое преимущество. Но не всё так просто.
В этом процессе, механизм которого очевидно генетически заложен в организме человека, имеются свои скрытые угрозы.
Первое, что можно обнаружить, это то, что результат подобного "индуктивного" вывода может оказаться ошибочен. Представьте, что вы одну из групп "мадагаскарских шашек" запомнили слегка неправильно. Или запомнили то правильно, но потом слегка подзабыли и в памяти остался "чуть" неверный вариант. Но даже если всего лишь одна шашка будет не на месте, конечный результат оперирования некорректной группой будет, скорее всего, в целом ошибочен. В силу того, что подобные "интеллектуальные группы" лежат в основе мышления, а также составляют некоторую иерархию понятий, то человеку самостоятельно обнаружить "ошибку" такого рода сложно. Ситуация несколько лучше для коллектива людей, но угроза опасной многоступенчатой девиации представлений для конкретных индивидуумов хорошо известна, например, по криминальной хронике.
Но, вероятно, даже это не главное.
Вторая, более опасная угроза проявляется неизбежно. Вспомним любую головоломку, те же "мадагаскарские шашки". Как только загадка решена, мы теряем к ней интерес. И более того, в целом мы быстро или постепенно, в силу ненадобности, забываем, как мы пришли к своим вновь созданным "интеллектуальным группам". Таким образом, теряем интерес и забываем свои истоки. На интеллектуальной арене это хорошо прослеживается по истории философии: из активного инструмента осознания разума в Древней Греции она в новое время для профессионалов безвозвратно стала полем бесплодной игры в бисер. Но самодовольные игроки в бисер (вспомним одноименный роман Г.Гессе) сами становятся беззащитными перед простыми естественными явлениями, безобидными для простых мирян.
Аналогичный, в сущности, процесс "интеллектуальной группировки" наблюдается не только индивидуально для человека, но и коллективно для крупных экономических и социальных и систем. Как типичный пример для социальной жизни приведем представление о культуре незнакомой страны.
Подводя краткий итог, заметим, что для всех жизнеспособных систем с намерением оставаться в ситуации гибкой приспособленности к изменчивым условиям окружающей среды архи важно пробовать контролировать процесс своей "интеллектуальной группировки", классификации явлений. Об этом поговорим в одной из следующих заметок.
Кстати, в связи со сказанным, заметим, насколько удачен, хотя и с неожиданной стороны, сам исторический термин головоломка.
Нескучной субботы!