Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Categories:

Хурфеш на горе Зевул и священная роща друзов

У тех, кто видел это в ленте, прошу прощения за неудобства – ЖЖ не дает отредактировать вчерашний пост, исправить очепятки, говорит, что «запись слишком большая», пришлось разделить на две части.

fotovivo

Хурфейш расположен на 89-ой трассе на востоке от Маалота, в Галилее.
Поселение было основана примерно 400 лет назад, а с 1967 года в ней действует свой Местный Совет.
Население насчитывает 4 700 человек, из которых 95.7% - друзы.


fotovivo


fotovivo

Из давнишнего:
Экскурсовод: « – У друзских мужчин особая одежда – между брючинами огромный карман в складочку.
– А что они в нем хранят?
– Как что, свое сокровище!»


Логично предположить, что арабского образца свободное одеяние преобразовалось в промежуточный вариант - юбко-штаны (вроде женских шаровар «афгани»). Климат и всё такое. Но есть и поверье на этот предмет: когда-нибудь от друза родится демон. И, вот такая ему ловушка уготована – чтоб сходу задушить в колыбели.

Религиозный друз обязан брить голову наголо и прикрывать ее специальной шапочкой (похожей на вязаную кипу).

fotovivo
Многоцветная звезда – символ друзского вероучения

С миру по строчке
(компиляция из десятка источников)

 «Загадочная религия друзов возникла в Египте во времена халифа-еретика Эль-Хакима (начало XI вв) на основе исламского (шиитского направления) монотеизма. По оценкам экспертов, мировоззрение друзов включает в себя элементы ислама, индуизма, зороастризма, христианства, а также доисламских культов Ближнего Востока и Северной Африки. В число учений, священных для друзов входят трактаты легендарного мага Гермеса Трисмегиста.
Веря в перемещение душ, друзы утверждают, что в каждой следующей жизни человек рождается тем же, кем был в прошлой – то есть относящимся у тому же полу (мужчина или женщина) и к той же национальности.
В 1050 году «Ворота веры» закрылись и остаются закрытыми для желающих присоединиться: друзом нельзя стать, друзом можно только родиться: душа каждого живущего сейчас имела возможность стать друзом тысячу лет назад, но не захотела.
Согласно друзскому вероучению человеческая душа реинкарнирует только в человеческое тело, и процесс происходит мгновенно (т.е. смерть человека совпадает с рождением ребенка, в которого переходит душа). Поэтому ада и рая не существует. Друзы всегда были самыми бесстрашными воинами, потому что не боялись смерти, зная, что душа вечна. И сейчас они охотно служат в боевых подразделениях, среди них много экстремалов и автогонщиков.
"В прессе любят обсуждать многочисленные факты реинкарнации в пределах друзских общин. Часто дети, придя в гости к соседям, вспоминают своё воплощение в их доме, находят свою комнату и указывают тайники, где в прошлом воплощении что-либо спрятали."

Считается, что основоположником друзской веры были Мухаммад ад-Дарази (родился, кстати, в Таразе – Джамбульская область Казахстана) и Хамза ибн Ахмад. На каком-то этапе они разошлись во взглядах. Под руководствоя Эд Дарази секта мусульман-исмаилитов перебралась из Египта в Ливан. Так было положено начало друзкого заселения склонов гор Ливана, Хермона, Галилеи.
Хотя по одной из версий название «друз» происходит от Дарази, сами друзы считают себя учениками Хамзы и предпочитают самоназвание мувахиддун »единобожники».

В бытность служителем Аль-Хакима Эль Дарази пылко распространял молву о том, что халиф является очередной инкарнацией бога на земле. "Друзизм" попользовался какое-то время поддержкой халифа, но отнюдь не благосклонностью братьев-мусульман. Вспыхнуло сильное восстание, во время которого Дерези погиб. Друзы отвергают измышления преданного проклятию пророка и называют себя унитариями.
При этом верят, однако, что таинственно исчезнувший в 1021 году халиф аль-Хаким – скрылся до поры и еще вернется. (Аль-Хаким был весьма популярной персоной в свое время – отпустил рабов, ввел запрет на алкоголь. Предполагается, что решающую роль в оформлении идеологии реформ Хакима, проведении самых радикальных мер и в уничтожении оппозиции реформам сыграл Дарази).
Все сложно и запутано – хитрый перс Хамза последовал примеру Дерези - публично возвестил Хакима богом, призвал народ признать его и служить ему, при помощи своих миссионеров приобретал последователей среди обитателей Ливана и оставил целый ряд мистических писаний, в которых проклинал своего предшественника Дерези. И остался в народной памяти отцом-основателем.


Отношения друзов с мусульманами и до ныне напряженные.

Друзы хранят свою философию и религию в тайне, доступные сведения часто противоречивы, достоверная информация перемешена с множеством домыслов.
Особого духовенства друзы не имеют. Вместо него у них есть так называемые «аккаль»/«уккаль» (Akkals – Знающие). Среди аккаль много женщин. Все секреты и религиозные книги доступны только особо избранным. Остальные называются непросвещенными джахилями, не углубляются в учение, следуя принципу «чем меньше знаешь, тем крепче спишь» и имеют меньше ограничений по жизни и обязательных для соблюдения правил (напр. Аккаль не должны принимать участия в шумных празднествах джахилей, избегать грубых слов, не лгать, не клясться). Инициация процесс длительный, включает множество серьезных испытаний и может занять несколько лет. Но это касается только мужчин. Друзской женщине стоит лишь захотеть и она будет допущена. Удивительно, но женская душа считается, не только изначально чище мужской, но и намного ближе к Богу, связана с ним гораздо более тесными узами, нежели мужская.
Аккаль, к которым обыкновенно принадлежат шейхи, составляют разделенное на несколько разрядов сообщество, они являются руководителями многочисленных общин друзов и представителями интересов этих общин. Работают наравне со всеми, но пользуются высоким почетом. Носят круглую высокую чалму с красной фреской, никогда не появляются в расшитых или каких-либо особенно изукрашенных одеждах.
Говорят, что «акель» - это не просто «посвященный» и допущенный к религиозным книгам друз, это, в первую очередь, друз, достигший высот духовного совершенства; все мы слышали о различных скандалах, связанных с современными христианскими священниками различных конфессий - подобный скандал с «акель» невозможен – истинное духовное развитие не дает совершить низкий поступок. (А еще пуще – тесные связи в небольшой общине не позволяют солидному аксакалу накосячить и «потерять лицо»).

Собрание религиозных текстов друзов называется «Китаб аль Хикма» (Книга Мудрости).
У друзов есть священная книга «Расаиль аль Хукма», и написал её, как считается, философ и богослов Ас-Сайид Джамаладдин Абдалла ат-Танухи, живший в XV веке. Однако переводов этой книги на европейские языки нет, и книгу эту мало кто видел, поэтому некоторые исследователи даже сомневаются в её существовании.

Первые сведения о скрытом от мира вероучении собрал географ Петерман во время своего путешествия по Сирии и Персии в 1852—55 гг.
Друзы верят в единого, вечного Бога, у которого нет начала и нет конца и который обладает всеми совершенствами. Этого Бога могут понять лишь его избранные сыны, то есть друзы, и услышать лишь в том случае, когда он воплощается в образ человеческий. Пророком должно быть тело совершеннейшего из его созданий. Поэтому-то Бог являлся им в образе великого властителя. Это было Его последним откровением. В день воскресения Бог воплотится в образе Хакима и поведет верующих к вечному блаженству.
Имама Хамзу друзы почитают не только как посланника божьего, но и как существо, имеющее власть над всем живущим. – Бог Всевышний, Эль Хаким Беамрихи, от вечности передал Хамзе управление миром. «Он награждает и карает, дает каждому по потребностям, ниспосылает смерть и не совершает лишь того, что зависит от самого всевышнего Творца».


Учение друзов базируется на 5 основных сущностях. Эти сущности представлены на звезде друзов пятью разноцветными лучами и на флаге друзов пятью цветами:
Первые 3 сущности представляют царство небесное и составляют святое триединство, это – основополагающие, совершенные Разум, Душа и Слово. Две остальные сущности составляют царство Земли. Это – Былое и Грядущее. Причем эти сущности являются также и душами, инкарнирующимися в избранных людях.
Совершенный РАЗУМ - зеленый луч звезды. Единая, всеобщая ДУША - красный луч звезды. Единое СЛОВО - желтый луч звезды.
Две сущности, относящиеся к земному, символизируют две силы данные человеку – Силу Воли (Потенциал, Желание, Возможности) и Силу Действия (Созидания). Первая сущность олицетворяет также Предшествование, задумку - синий луч звезды, а вторая – Последствие, Результат – белый луч звезды.
Друзы считают, что большинство людей может познать только 2 земные сущности. На пути познания есть три предела, три шага: на первом шаге происходит поиск знания через воображение; на втором шаге появляется сила, которая открывает дверь знания; на третьем шаге появляется сила чтобы войти.
Еще никто не сумел проникнуть к друзским священникам, чтобы узнать подробности таинств и обрядов, сами «уккаль» на протяжении столетий не раскрывают секретов своего вероучения.

В друзской религии семь моральных заповедей: говорить правду; помогать друг-другу; отвергать ложные веры; не впадать в сомнения и ереси; принимать единственность Бога; принимать все действия и указания аль-Хакима; подчиняться воли Бога.
Друз не может перейти в другую религию. Друз может иметь только одну жену. Оба супруга пользуются во всем равными правами. Браки разрешены только между своими - друз верит, что стоит ему уйти из муахиддун и жениться на иноплеменнице, его душа уже никогда не переселится в нового друза и не ведомо что с ней будет после смерти. Друзы не пьют, не курят и не едят свинину.
Однако же и первая заповедь касается только отношений между своими - существует постулат, разрешающий обман, если он — в интересах друзской общины и ее членов. Это разрешение касается, в том числе, и клятв — если поклявшийся в момент произнесения клятвы мысленно от нее отказывается.
В сторону:
Привычные нам представления (не только религиозные) берут начало еще в Писании, как от страшного греха, предостерегающем от участия в поклонении идолам, даже вынужденного (хотя казалось бы, если ты в душе монотеист, так что тебе сделается от произнесения какой-то невразумительной мантры?) Приносить неприятелю клятву верности – западло, хоть для виду, хоть под давлением, свои узнают – отвернутся. Оттуда же «две присяги – все равно, что ни одной».
Но почему не обмануть врага, в случае неотвратимой опасности? – вроде бы мудрое решение.
С другой стороны – тогда сам «институт клятвы» размывается...


Известно, что друзы молитву заменяют медитацией, а если и молятся, то один раз в день, при этом омовения перед намазом не делают.
Не постятся, постам предпочитают соблюдение обета молчания; молельные дома «хилуа» (без мебели и украшений – только священные книги и ковры, на которых сидят молящиеся) в отличие от мусульманских мечетей располагаются не в центре поселения, а с краю, отчасти во имя пущей скрытности, а так же из желания сохранить святые места при конфликтах. Но в «хилуа» молятся лишь «уккаль» и старейшины. «Рядовому» друзу не нужно специальных помещений и особой литургии для общения с высшими силами. Религиозные собрания порой проводят на природе, в укромных местах и до сих пор неизвестно, что происходит на этих встречах; закят (милостыня в пользу бедных) не регламентирован и воспринимается как взаимопомощь.
Традиционно друзы празднуют– Эйд ал-Адха (в память о готовности Авраама пожертвовать сына) и Эйд ал Фитр (конец Рамадана).
Друзы уверяют (те, с которыми встретились в нынешней поездке – тоже), что у них нет выделенного священного дня, поэтому друзы могут работать в любой день недели (и соответственно в любой день отдыхать). По некоторым источникам все-таки четверг «равнее» прочих дней;
в четверг и в воскресенье проводятся молебны у посвященных.

У друзов есть красивая история первой деградации человечества, отличающаяся от библейской истории грехопадения с помощью яблока: Ева (Душа) воспринимала мир и себя через Адама (Разум). Но однажды она увидела свое отражение и восхитилась собой и сама, а не через Адама, залюбовалась своей красотой, и осознала себя отдельно от Адама. И когда она (Душа) обернулась к Адаму (Разуму) чтобы соединится с ним как обычно, она и его увидела отдельным человеком, а нее частью себя. И Душа не смогла (или не захотела) объединиться с Разумом, как прежде. И в результате нарушения связи между Душой и Разумом процесс познания скатился с уровня постижения концепции до уровня чувственного восприятия. «Врожденное» знание всего, которое было до этого, исчезло, а взамен его появилось эмпирическое знание. Эдем исчез, когда пропало Знание и окружающий мир стал незнакомым и непонятным. Эта самодеятельность Евы и нарушение ее связи с Адамом и послужило причиной всех последующих разногласий, бед и страданий от них и до наших дней.

Друзы считают библейского персонажа Авеля — сына Адама, убитого своим братом Каином, — одним из друзов, чья душа часто перерождается в друзских лидеров. Поэтому гробница Авеля, расположенная недалеко от Дамаска, является важным культовым местом для друзов со всего мира. Несмотря на то, что в настоящее время гробница находится в режимной зоне ПВО Сирии, сирийское руководство разрешает друзам из разных стран посещать её для проведения культовых мероприятий.»



На самой вершине горы, с обзором на все четыре стороны оборудована отличная парковка,

fotovivo

с навесом, столиками и даже мангалами

fotovivo


fotovivo



fotovivo

Обзорная площадка на горе Зевул отличная

fotovivo



fotovivo

Гробница Наби (пророка) Сабалана (Звулуна), второго в иерархии друзской религии, после Наби Шуэйба
Наби Сабалан ассоциируется друзами с Завулоном – последним сыном Якова и Лии, родоначальником Завулонова колена. По другой версии, легендарный Сабалан был проповедником друзизма в начале 11 века, когда учение было еще открыто для желающих присоединиться.


fotovivo



fotovivo

Доступ внутрь свободный, нужно снять обувь и прикрыть плечи.
Хотя никто не следит, не проверяет – внутри никого, только снаружи привратник

fotovivo

fotovivo

fotovivo
Лаз к пещере


fotovivo

Часть старой постройки сохранили при реконструкции


fotovivo





fotovivo

По тропинке, под горку

fotovivo


и под сень могучих дубов

fotovivo

еще одна поэтическая цитата из mangupli «... я продирался, иногда на карачках, в густой–пригустой колючей дубовой чащобе (то, что в ботанике именуют по-сербски: "шибляк". У читателей из России сочетание "непролазные дубовые леса" вызовет резонный вопрос о том, что курил Мангупли...но у нас тут все не как у людей :-)»
Здешние дубы мелколистны, низкорослы и колючи.

Только по желудям и опознаешь

fotovivo



fotovivo



fotovivo

"И дубы-колдуны..." вокруг

fotovivo


fotovivo

будто когтями скребут по уступам

fotovivo


Пробираемся и озадачиваемся -

fotovivo


Явно ритуальное действо, не забытые вещи,
частью вылинявшие, частью сохранившие свежие краски


fotovivo



fotovivo



fotovivo



fotovivo


Картина не ласкает взор, авторы инсталляции явно не заботились о внешнем эффекте.
Место необычное, производит несколько гнетущее впечатление – вырвавшись на солнышко, вздохнешь с облегчением.


fotovivo



fotovivo



fotovivo



fotovivo


Пришлось порыться в источниках. Их мало, русскоязычных и вовсе не нашлось.
Перевод с иврита наш  с гуглом:

«Профессор Амоц Дафни уже не молод. В ясный день он может видеть пенсию, но это не мешает ему с неожиданной стремительностью пробираться через хитросплетение  ветвей внушительного рожкового дерева. Он быстро просматривает внутреннее пространство под деревянным навесом и тщательно перечисляет результаты: «Свечи - есть амулеты - есть цветные ткани - есть бутылка воды - там и там».
На склоне холма с видом на дорогу Акко-Сафед недалеко от большой деревни Мадждал Крум (одна из самых оживленных дорог в Израиле, которая пересекает центральную Галилею) пассажиры могут видеть рощицу на склоне, с кучей цветной ткани и тряпок висящих на деревьях и полощущих на ветру.
Сразу уточним: никто не использовал добрые услуги дерева для сушки белья. Встретив у дорог дерево, украшенное цветными тканями, знайте, что перед вами священное дерево. Ткани символизируют проблемы: по распространенному мнению, человек, который повязывает тряпку на дерево, передает ему свои неприятности и может счастливо идти своим путем.
В течение почти 10 лет Амоц Дафни бродил по Израилю, документируя культ священных деревьев и собрал сотни фольклорных историй с верованиями и легендами. Результат представлен в недавно вышедшей книге: «Священные деревья в Израиле.» Этот уникальный проект осуществлен в качестве хобби. Во обычной жизни Дафни является профессором биологии в университете Хайфы, специализируется на ботанике, исследует насекомых-опылителей.
Долгое путешествие в мир священных деревьев началось случайно: один из курсов, которые он дал в университете, проходили некоторые офицеры-друзы. Они выбрали свой полевой семинар во время своих поездок в Ливан, где они собрали информацию о феномене священных деревьев и их месте в культуре друзов. Истории, которые они привезли с другой стороны границы, вызвали аппетит лектора, и он решил проверить, что происходит в этой области с израильской стороны.
Вера в святость некоторых деревьев, считает Дафна, глубоко укоренена в древних культурах и распространена во всех религиях. Сегодня существует традиция, которая распространена главным образом среди мусульман и друзов, но в еврейском секторе тоже есть священные деревья. Не только в Икее. Рядом с гробницей раввина Тарфона в Кадите, например, есть большой ковчег, украшенный святыми книгами.
«Люди приходят к священным деревьям, чтобы попросить о благословении, - говорит Дафна. - Это часто случается, когда есть проблема со здоровьем или проблемы с фертильностью».
Во время работы над книгой Дафни задокументировала около 80 священных деревьев, в основном в Галилее. Работа Дафни полна уважения к традициям священных дерев и он обеспокоен тем, что они уходят: "Большинство людей, давших интервью для книги - в возрасте 60 лет и старше. Молодые люди почти не имеют понятия, что это такое. Эта сокровищница знаний, народных сказок и традиций постепенно исчезает. Это отмирание целых пластов культуры, я думаю, что мы должны оказать ей уважение и приложить усилия, чтобы сохранить наследие".
Итак, что заставляет дерево однажды стать священным?  Вопрос, заданный Дафна опрашиваемым собеседникам. В большинстве случаев, ответ лежит в легендах: святого почитали в тени дерева или в честь погребенных под ним.
На странице 48 книги содержится  очень практическое объяснение процесса освящения нескольких больших дубов Галилеи от Таха Абдулла Шибли. Он сказал, что деревья были канонизированы, чтобы отпугнуть воров - ведь вор, даже храбрый, не осмелится прикоснуться к собственности, хранящегося под призором духа святого: «Люди ищут большие деревья, а потом говорят, что святые похоронены под этими деревьями, но это ложь. Причина практична: люди, живущие в летних палатках и зимой в пещерах, хранят инструменты под деревьями. Люди верили, что тот, кто посягнет на этим деревья - пострадает.  Когда я был ребенком, я очень боялся этих деревьев. Под деревом были булыжники, там бедуины оставляли вещи на хранение, такие как кофемолки, потому что у них не было другого места для хранения. Они придумали рассказы о святых, чтобы найти защищенное место для собственности и это сработало».
Среди священных деревьев встречаются дубы и, что весьма неожиданно, рожковое дерево: «В мусульманской традиции рожок считался проклятым, - говорит Дафни - есть поверьте, что там селятся демоны и духи, и если вы спите под ним, у вас будут кошмары».
Самое древнее дерево среди священных, вероятно, самый большой дуб в Джатте, возраст которого оценивается в 600 лет. Трудно поверить, но это дерево стояло здесь на склоне горы в западной Галилее уже в 1500-м примерно году, видело нашествие Наполеона, падение Османской империи, британский мандат и создание Государства Израиль. Священный он или нет, но надо признавать, что этой впечатляющей биографии достаточно, чтобы вызвать к нему определенное уважение. »


Поклонение деревьям известно у множества народов по всему миру.

Для древних хананеев, теребинт (фисташка, терпентинное дерево) был священным деревом богини Ашеры. Что не удивительно, ибо терпентинное дерево, упоминаемое в Библии - источник пищи и других продуктов для местных жителей. Некоторые деревья низкие и густые, как в Долине Эла, где Давид сражался с Голиафом (1 Цар. 17: 2) Эла - имя этого дерева на иврите. Другие же широкие в обхвате и имеющие раскидистые короны сохранились в редких местах, не затронутых процессом обезлесевания на протяжении столетий.
Бог находится в фисташковом дереве - буквально. Ивритское имя дерева, elah, происходит от слова El - Бог. Эла, женственная форма этого слова, означает богиню. Древнее имя дерева свидетельствует о языческой преданности деревьям, вплоть до времени Каананита, а также об ассоциации фисташки с богослужением, которое часто упоминается в Библии (например, Иеремия 17: 1-2).



fotovivo


Весна, вторая попытка )

fotovivo


fotovivo


Tags: Голаны и Галилея, друзы, фото-стори
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments