![IMG_0475.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/fotovivo/19078119/876218/876218_original.jpg)
Карней Хиттин - отроги Хиттина
Нашумевшее включение специальности "теология" в систему высшего образования взволновало научную общественность, в том числе и жжшную. Оппоненты со степенями (биологи по специальности) призывали диссертационный совет отказать соискателю ученой степени на основании того, что "бога нет" - хотя упоминались какие-то огрехи в содержательной части, но в основной довод - раз предмет исследования не существует, то не к чему применять научный метод.
А еще время от времени в рейтингах ЖЖ всплывает одна из без устали муссируемых тем: "Пилат, пошедший на поводу у толпы" (это если в академичном стиле) - не так часто, как
- Мало ли чего пишут на заборе и в топах!
- Там нет-нет, да и френды в комментах отмечаются, озадаченные и недоумевающие на предмет
"Чего это иудеи взъелись на нашего Христа?"
Начнем с простого -
Пять хлебов и две рыбки
БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ:
"Можно, мама? Можно? Ну, пожалуйста, можно?"
"Я занята, Павел. Можно что?"
"Могу я сходить вниз по дороге, чтобы увидеть Иисуса?"
"Где Он и кто Он?"
"Он сейчас возле озера и Он рассказывает очень интересные истории. Я хочу послушать Его. Все уже пошли. Можно, мама?"
"Скоро будет время обедать, и ты знаешь, как ты можешь проголодаться. Давай я приготовлю тебе немного еды, которую ты возьмешь с собой."
"О, мама, ты самая лучшая мама во всем мире! Спасибо, спасибо!"
Мама положила пять хлебов (покажите пять пальцев), небольшие хлебцы, и две маленькие рыбки (покажите два пальца на второй руке) в сумку Павла.
Павел побежал вниз по дороге, чтобы присоединиться к толпе людей.
Разве было когда-нибудь что-то интересней, чем эти истории, которые рассказывал Иисус? Они были настолько интересными, что Павел забыл обо всем, даже о голоде, пока он не почувствовал, как кто-то коснулся его рукава.
"Павел, я Андрей, один из учеников Иисуса. Ты не мог бы поделиться своим обедом с Иисусом?"
"Конечно же! Вот, возьмите все и дайте Иисусу. Я люблю Его."
Иисус попросил всех людей сесть на землю. Он поднял еду, посмотрел на небо, помолился и вдруг - произошло чудо из чудес! Вдруг появилось столько хлеба и рыбы, что можно было накормить пять тысяч мужчин и всех женщин и детей, которые были там. Да еще осталось двенадцать корзин. Просто подумайте! Иисус с чудесной помощью Бога накормил больше, чем пять тысяч людей, имея только обед Павла: пять хлебов (покажите пять пальцев) и две маленькие рыбки (покажите два пальца на второй руке)! Как хорошо поступил Павел, когда поделился своим обедом с Иисусом, правда?"
И вопрос, в стиле "Воскресной школы", у которой почерпнуто изложение новозаветной истории:
- Как вы думаете, кто все эти люди, пять тысяч+1 человек? Египтяне может быть, арабы?
- Египтяне канули в лету в незапамятные времена,
а арабы-мусульмане появятся очень нескоро - в седьмом веке новой эры.
Ответ в Тексте -
"Однажды Иисус Христос пошел в тирские и сидонские страны. Навстречу Ему выбежала хананеянка и закричала: «Помилуй меня, Господи, Сын Давида! Моя дочь обезумела!» Но Он не ответил ей ни слова. Женщина все равно не отставала. Ученики, которым она надоела своим криком, стали просить Его: «Исполни ее просьбу, ведь она не отстанет». Иисус на это ответил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Я хочу прежде всего учить и исцелять израильтян, а не язычников». Женщина, подойдя к Нему, поклонилась и вновь попросила о помощи. Господь ей сказал: «Нехорошо отнимать хлеб у детей и бросать собакам». Женщина не обиделась, что Иисус Христос сравнил ее с собакой и сказала: «Это правда, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола».
Исцеление бесноватой дочери хананеянки
Иосиф Флавий «Иудейские древности» и «Иудейская война» (источник признанный в доказательной истории) в подробностях описывает расклад сил на местности в период существования четырех эллинистических царств:
египетские Птоломеи и сирийские Селевкиды вели постоянные войны за владение землями Иудеи (прозванной ими на свой лад "Сирия Палестина"). Сирийский царь Антиох IV Епифан (175—164 гг. до Р.Х.) пошел на Египет, «однако ему пришлось покинуть не только Александрию, но и вообще Египет, так как римляне принудили его очистить страну» (ИД, кн.1:12, гл.5). После этого поражения Антиох организовал поход на Иудею, ограбил Иерусалим и осквернил храм Зоровавеля. Он пленил много жителей, а в городе поместил македонский гарнизон. Палестина перешла от владычества Птолемеев к Селевкидам, к Антиоху Великому.
Через три с половиной года иудеи восстали, и началась семилетняя война против Селевкидского царства, закончившаяся победой Иудеи. Наступила эпоха Маккавеев (152 по 37 гг. до Р.Х.).
Продержавшись какое-то время, Маккавеи проиграли более
сильному противнику. В Иерусалиме образовался римский наместник.
При всех превратностях и последующих злоключениях, жизнь текла своим чередом,
по иудейскому обычаю новорожденных мальчиков обрезали на седьмой день,
а на сороковой первенцев приносили в храм на обряд "представления".
Вики:
"Сретение Господне, Принесение во Храм ( — представление Господа).
Принесение в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа его родителями
состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания."
"Мнение о том, что Нагорная проповедь состоялась именно на горе Курн-Гаттин, имеет много веских оснований. На западной стороне Генисаретского озера, где находился Капернаум, есть только эта гора. Она находится в трех часах пути от Капернаума. Она возвышается в тех местах над широким плоскогорьем. Гора имеет две вершины, называемые отроги Хаттина. Между ними лежит прекрасная зеленая долина, будто созданная для того, чтобы собрать уединенную толпу слушателей, жаждущих проповеди."
Мф. 5, 1: "Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его."
"...все четыре Евангелиста словом народ обозначали людей, Спасителя в подавляющем большинстве окружали люди из простонародья, которые слышали о славе Его, видели Его чудеса и жаждали Его слов и учения. Увидев народ, Спаситель взошел на гору, так как решил, что пришло время Нагорной проповеди. А увидел Он то, что в толпе простого народа присутствовали представители двенадцати колен Израильских и представители всех сословий древнееврейского царства." "Многие пришли издалека, в том числе с юга — из Иерусалима и других городов Иудеи,— а также с северо-запада — из прибрежных городов Тира и Сидона. Что они хотят? Послушать Иисуса и «исцелиться от своих болезней». Иисус помогает людям, которых мучают «нечистые духи», нечестивые ангелы Сатаны (Луки 6:17—19)."
"После воскрешения Лазаря народ встречал Иисуса Мессию-Царя в Иерусалиме: «благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!». Люди восклицали при въезде Господа в Иерусалим: «осанна» (эллинизированная форма еврейского слова: «спаси нас, мы молим Тебя», см. Мф. 21, 9; Мк. 11, 9; Ин. 12, 13) и под ноги осляти, на котором Иисус въезжал в Иерусалим, постилали одежды."
"...С Иудой пришло множество воинов и людей от фарисеев и первосвященников со светильниками, мечами и кольями. Предатель Иуда дал им знак, сказав: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его». Тогда Иисус обратился к пришедшим с Иудой воинам и спросил их: «Кого ищите?» Они ответили: «Иисуса Назорея». Господь сказал им: «Это Я».
Услышав это, они отступили назад и пали ниц.
Затем Иисус сказал им: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня. Каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня… но теперь – ваше время и власть тьмы"
"Первосвященники и старейшины, и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. И хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли в чем обвинить Иисуса. Наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: «Он говорил: „Могу разрушить храм Божий и в три дня создать его“».
«Первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить…
Пилат говорит им: „Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?“ Говорят ему все: „Да будет распят!“».
Воины «взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»
«И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: „Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших; ибо приходят дни… тогда начнут говорить горам: падите на нас! И холмам: покройте нас!“» (Св. Евангелие от Луки 23:27-28, 30).
Ссора с истеблишментом, во все времена чревата... но что же это рыдающее и стенающее "множество народу"
которое внимало учениям в храме, падало ниц, молило об исцелении - днем ранее не вступилось за Него перед Пилатом?
По богословскому толкованию - таков был Замысел:
"..ответ Иисуса возвышается над земным видением происходящих событий. Он показал Пилату, что знает волю Божию: «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19, 11)." "Иисуса Христа дважды хотели побить камнями во время Его последнего пребывания в Иерусалиме, но Он отвел от Себя такую казнь. Чтобы искупить людей на Кресте, сделать Крест орудием победы над диаволом, необходимо было пройти через суд язычников, т.е. римлян."
По житейскому - всегда найдутся не отягощенные лишними рефлексиями персонажи,
которым лишь бы побузить. Что в древней Иудее, что в социальных сетях.
Поскольку тема Писания все равно присутствует в современном дискурсе,
можно ли считать ознакомление с содержательной частью предмета невежеством?
"Вскоре после сошествия на апостолов Святаго Духа в праздник Пятидесятницы апостолы Петр и Иоанн, идя в храм, встретили хромого от рождения, которого апостол Петр исцелил именем Иисуса. Дивное чудо вызвало сильное возбуждение в народе. По проповеди апостолов Петра и Иоанна о распятом и воскресшем Иисусе Христе, уверовало около пяти тысяч людей (Деян. 4, 4). Взятые под стражу апостолы были приведены на другой день в синедрион и поставлены перед Анной, Каиафой и другими начальниками, старейшинами и книжниками. С той же слепотой и упорным противлением истине, как в ту великую ночь, когда был осужден Спаситель мира, они допрашивали Петра и Иоанна, рядом с которыми стоял исцеленный и свидетельствовал о совершившемся чуде. Боясь народа, члены синедриона, пригрозив апостолам, отпустили их."
Вывод из всего вышепроцитированного:
события происходят в Иудее, все действующие лица - иудеи,
внемлющие и отвергающие, поклоняющиеся и поносящие,
а по большей части живущие обыденной жизнью, не подозревающие
о крушении догматов и зарождении новых (как мама Павла из первого рассказа).
Ничего не напоминает?
Все мы занимались таким "богословием", только на корпусе текстов принадлежащих другому учению.
Выдвигается некоторое утверждение, которое нужно обосновать, пользуясь первоисточниками
(иногда авторитетными толкованиями первоисточников).
Ни разу на моей памяти не допытывались "веришь ли ты в победу коммунизма?" -
необходимо было продемонстрировать владение методом и только:
представлять в общих чертах в какой источник обратиться за искомым,
быстро найти в объемистом фолианте нужный фрагмент (никаких ctrl F еще!),
связать извлеченные отрывки в последовательную цепочку доводов.
Навык отнюдь не тривиальный, требующий определенной подготовки.
И который в последствии можно применить к чему угодно - хоть к техническим
материалам, хоть к гуманистическим, хоть к сборнику мифов и сказаний.
Богословие - это не про веру в бога. Это изучение корпуса религиозных
текстов в их заимосвязи с вероучением. В качестве тренировочного материала
в плане "найти и обосновать". Раз прежние темы не в чести.
Так уж ли вредно богословие?
Я по прежнему религиозный пофигист, отчасти понимаю опасения противников теологии - что кафедра "закона божьего" будет заниматься прозелитизмом, а не герменевтикой (искусством понимания и толкования текстов). Но подобным, как мы помним, и светские предметы оскоромились.
![IMG_0483.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/fotovivo/19078119/875833/875833_original.jpg)
Вид с горы Арбель