Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Category:

А можно тоже самое по-китайски?

fotovivo

Как это работает и как от подсчета точек перейти к обычному умножению

Краткое содержание предыдущих серий:

Считаем число пересечений и получаем результат:

fotovivo


Хотя за минувший год информация разошлась широкой волной рерайтов - но в основном по разделам курьезов, как еще одна диковинка среди "экзотических способов умножения": вот у лапландцев хитрый способ на пальцах, вот китайцы не только едят палочками, еще и умножают на них.
Меж тем, метод пересечений - это не трюк, не математический фокус, а наглядное пояснение к привычному нам способу умножения.
Когда малышей учат сложению на палочках - все понимают, зачем это нужно. С умножением тоже самое.

fotovivo
Три палочки восемь раз - это легко и предметно

fotovivo

В случае двузначных чисел картина гораздо более громоздкая,
а если трехзначные перемножать - то на иллюстрации вообще ничего не разберешь.

Как наглядно показать поразрядное  умножение?

Начнем с простого:
fotovivo

Выложим двузначное число на палочках - точно так же, как выкладывали числа поразрядно на камешках и лего


Если ребенок подготовлен к позиционному представлению числа, то понимает, что на самом деле палочек вот столько:

fotovivo


Три единицы справа, а  две палочки перед ними обозначают десятки:

fotovivo

Приступая к умножению, нужно проговорить с ребенком существенный момент:
вертикальные палочки - это штуки. А те, что выложили поперек - это разы!
Нельзя умножить 23 палочки на 2 палочки (и получить 46 "палочек квадратных").
Только предметы - на количество раз. 23 палочки взять 2 раза.

Посмотрим на единицы - три палочки взяли два раза,
т.е. пересчитать точки - значит просто пересчитать палочки! Два раза.
Два раза по три - 6 и никаких таинственных фокусов )
А 2 десятка, взятые два раза = 4. Четыре десятка.

23х2=46, правильно?

Поперечины самым осязаемым образом показывают - сколько раз нужно пересчитать единицы, десятки и тд -
китайчат учат "умножению", как только освоят числа от одного до десяти:
малыш ведет пальчиком по перекрестьям и считает: раз-два-три четыре-пять-шесть,
- что яблоки-грибочки на картинках пересчитывать, что пересечения полосок. Исподволь проникаются умножением
(не поручусь, что это официальная программа, на ФБ у тамошних эсперантистов почерпнула идею).

Умножаем двузначные:
первый сомножитель "записывается" как и надлежит, слева направо: 24,
а второй - сверху вниз: 32, три палочки выше, две ниже
(тут надо внимательно, если положить наоборот - получится 23!)

fotovivo

Начинают, естественным  порядком, с единиц - единицы "штук" умножаем на единицы "разов" 4Х2=8

Поднимаемся выше 4Х3 =12  - умножаем единицы "первого сомножителя на десятки второго"
"на языке пересечений" - 4 палочки взяли тридцать раз, плюс двадцать палочек два раза: понятно, что и то и другое
относится к разряду десятков - пересечения в нижне-левом и верхне-правом углах пересчитывают вместе.

И - верхний левый угол остался, Десятки "штук" умножаем на десятки "разов", получая разряд сотен.

А что с переходом через разряд?
- Как обычно, "два пишем, один в уме" - единицу переносим к тысячам.

Для трехзначных - аналогично, на верхней картинке цветом выделены зоны, по которым ведется подсчет.


fotovivo

- Это все хорошо для маленьких чисел. А ну как 78 на 59 придется перемножать? Упаришься с пересечениями.
- В методическом плане - как раз это и нужно.
Учеников плавно подводят к "лайфхаку": не пересчитывать точки - а умножить!

fotovivo

- Зачем тыкаться по линеечкам, ты же теперь таблицу знаешь - умножь!


А теперь разберем механику процесса и покажем его полую безобидность )
(я все вспоминаю ужас в который "китайская грамота" повергла "малышовых" сообщниц :)

Давайте попробуем одновременно умножать по чертежу и записывать те же действия в столбик:
От нижнего угла:
4 Х 5 (единицы на единицы) -> 2 Х 5 (десятки на единицы) + 4 Х 7 (единицы на десятки) и 2 Х 7 (десятки на десятки):

umnoj_010.png

Не так ли мы и делаем?
- Какой-то это способ "наизнанку"...
- Привычный порядок записи отнюдь не единственный.
Другая последовательность шагов дает тот же результат -



Здешние школьники так записывают, со всеми промежуточными вычислениями.

А в случае затруднений с переходом через разряд при умножении - поможет индийский метод решетки


Хотя китайцам при случае сподручней на линеечках, но нам классический столбик ближе и роднее )
Палочки они и есть палочки - наглядное пособие для самых маленьких.

fotovivo


Tags: #Happy_понедельник, #Hаppy_понедельник, #Как_помочь_ребенку_по_математике, #бабушка_13
Subscribe

  • Коммент к «"Морозко": разбор русской сказки»

    Я в детстве как-то сочетала с песенкой "мороз снежком укутывал, смотри не замерзай!", как бы, что мог сделал, она ему за это "спасибо", из…

  • Игра в пластилин

    И на ёлочку и под ёлочку Третий день марафонского адвента с творческим, рисовально-ваяльным уклоном. Задание №3 такое —…

  • Вспомним о приятном

    Творческий адвент с рисовальным уклоном, день 2-й Вспомнить о приятном — это всегда полезно. Писать от руки полезно тоже =) А…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Коммент к «"Морозко": разбор русской сказки»

    Я в детстве как-то сочетала с песенкой "мороз снежком укутывал, смотри не замерзай!", как бы, что мог сделал, она ему за это "спасибо", из…

  • Игра в пластилин

    И на ёлочку и под ёлочку Третий день марафонского адвента с творческим, рисовально-ваяльным уклоном. Задание №3 такое —…

  • Вспомним о приятном

    Творческий адвент с рисовальным уклоном, день 2-й Вспомнить о приятном — это всегда полезно. Писать от руки полезно тоже =) А…