Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Понедельные загадки. От Радищева до Заболоцкого

"Время собирать камни"
Отвечать на загадки )

Начну с самой давней:
Вопрос друзьям-филологам
мало друзей из тогдашней ленты осталось в ЖЖ,
вкратце напомню суть дела:
Радищеву удалось опубликовать крамольное "Путешествие из Петербурга в Москву",
поскольку оно было принято за очередные "Дорожные записки" праздношатающегося бумагомарателя
и проскочило цензуру, будучи просмотрено по диагонали.


Т.е получается, что тогдашние "травел-блогеры" водились в таком количестве, что успели всем остохренеть.

Поиски на тему "Литература путешествий 18-го века" и запросы к специалистам не привели к внятным результатам.
Отдельные произведения есть (вполне достойные прочтения отчеты путешественников: военных, исследователей, медиков),
но о засильи пустопорожних изданий библиография умалчивает.

Решение лежало на поверхности :)


Дневники!
Типа "Уездной барышни альбом". Предшественники наших школьных "песенников", "дружеских анкет" и проч. кожаных тетрадей под подушкой.

Вот что надо было искать )

<<Подобные милые дамские штучки впоследствии стали ценным культурным наследием.
"Записки москвича" (1828) П.Л.Яковлев: "Есть альбомы, которые через 50 лет будут дороже целой русской библиотеки.
Надобно признаться, однако, что прежде альбомы были для себя, а теперь для других.
Прежде их имели как памятник друзей; теперь имеют их из тщеславия".>>

Будто о сегодняшних сказано ))

<<Впервые дружеские альбомы появились у студентов немецких латинских школ и университетов. ...
немецкий студент XVI века был студентом путешествующим, получавшим образование в нескольких университетах,
в том числе иностранных. Постепенно традиция распространилась в других странах, а также среди других
социальных групп. Как указывает М. Розенхейм, среди владельцев альбомов «были принцы и дворяне, известные политики,
священники и солдаты, врачи, юристы и преподаватели, художники, купцы и ремесленники».
... перед нами явление, получившее огромное распространение, сохранилось от 25 до 30 тыс.
дружеских альбомов. Самые большие современные коллекции находятся в библиотеках Нюрнберга,
Франкфурта-на-Майне, Веймара и Лондона (Британская библиотека).
...их можно найти практически в каждой крупной европейской библиотеке, включая российские.
Уже по этим фактам можно сделать вывод о том, что ведение дружеских альбомов было обыденным явлением.>>

<<Несмотря на это, дружескому альбому раннего нового времени не повезло в исследовательской литературе,
причем не только в отечественной, но и в западной. Несмотря на то, что интерес к нему западные ученые
стали проявлять еще в начале XVIII века, до сих пор не существует монографии, посвященной этому жанру в целом. >>

А уж популярных статей и подавно нет, потому ничего и не нашла.

Разочаровал сайт "Спроси библиотекаря" (куда обращалась за справкой), ничего не знали о содержании
неоцифрованных фондов (а то и о факте их существования). Думала там и впрямь, сведущие библиографы,
оказалось просто девочки с клавиатурой.



<<Довольно скоро после появления жанра на свет, получило распространение любопытное явление: дружеские альбомы стали делать в печатных изданиях.
...на свободных от печатного текста местах, а также на специально приплетенных к книгам чистых листах. Рынок довольно быстро отреагировал на появление нового увлечения: к 1570м появились книги, специально разработанные для создания дружеских альбомов.
...напряженное внимание к визуальным образам в дружеских альбомах можно понять только в контексте других подобных явлений рубежа XVI-XVII веков. Именно в это время обостряется интерес к "жанрам", представляющим явления природы и человеческой культуры в "визуальной" форме: эпоха как бы "одержима" проблемой связи слова и изображения>>

Не смотря на то, что "блоги с картинками" приходилось ваять вручную )

Найдено на httр://kavery.dreamwidth.org/589837.html, давно найдено, уже и блог тот заброшен,
отчего публикация не делается менее любопытной.
"Ничто не ново под луною!" -
Не радищевоведение меня в свое время заинтересовало, а история дорожных дневников в плане рассуждений
на тему "Фоторассказ как жанр. Имеет ли право быть" http://fotovivo.livejournal.com/31041.html


И, в традициях хеппи-понедельника, новая задачка-не задачка - опрос,
с преамбулой:

"Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!"


- как это понимать?

Из школьно-методического сборника:
"- В каком значении слово «душа» употреблено в тексте? (Оно употреблено в первом значении и означает внутренний мир человека.)
- Прямым или переносным является это значение? (Прямым.)
- Для чего «душа обязана трудиться»? Найдите, как об этом говорит автор. («Чтоб воду в ступе не толочь».)
- Объясните значение этого выражения. В прямом или переносном значении оно употреблено в тексте? (Это значит заниматься ненужным, бесполезным делом, не дающим никаких результатов, бесцельно, зря тратить время. Это выражение употреблено в тексте в переносном значении.)"



Сетевые комментаторы чаще всего берут первую строку и "натягивают ее на глобус"
в стиле прямолинейного морализаторства:

<<Человек с ленивой душой чёрств, эгоистичен, круг интересов у него ограничен, он не развивается духовно.>>

Вы встречали человека, страстно борющегося с собственным эгоизмом и черствостью?
Если уж он осознал, что сиё нехорошо и принял решение искоренить -
то это уже не черствый эгоист, которому такие душевные движения чужды по определению.
А искоренил - и стой на том, какие дальше "по ухабам и день и ночь"?


Еще версия - "...Она обязана любить, страдать, жалеть, чувствовать чужую боль. Не давай душе расслабляться, «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды». Не предлагай ей «сытость и покой» взамен утренней звезды, непокоренных горных вершин и беспредельных морских далей."

Шило в заднице - оно либо есть, либо нет.
Выгонять себя в морские дали из под палки, в горы, от которых с души воротит - какой смысл?
Распробуешь - понравится? - кто пробовал водить детей в походы, знают, что это не работает.


"..Труд души необходим, к нему относится прощение близких, умение не держать обиды, умение любить, чистка души от негативных эмоций. Этому можно научиться, существует множество методик. Здоровая душа-это здоровое тело, а также гармоничный и счастливый человек."

Это, конечно, объяснение, в котором всё сходится..
Только настрой стиха и биография автора с ним никак не вяжутся.
Более чем сомнительно, что Заболоцкий писал о занятиях эзотерией, чистке чакр, "отпущении негатива" и всепрощенчестве.

Коли он со своей собственной душой(=внутр.мир) так:

"Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
"

Мягко говоря, странный способ обращаться со своей психикой.
Недолго и ответку получить.


Или - это вообще о другом? -

"А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
"


Так кто и с кем "вместе жить"?

Мы никогда не узнаем точного ответа, автор подсказок не оставил.
У меня есть свое решение, но хотелось бы услышать от френдов -
какие есть предположения?


"У жизни нет ответов для проверки. Все решения - правильные."

Это просто поэтический текст -

- "ни о чем", чтоб каждый понимал по-своему.
0(0.0%)
- призывает задумываться о возвышенном, чтоб не погрязнуть в рутине повседневного.
2(18.2%)
- побуждающий к "духовным исканиям вообще", не ограничиваясь комфортно-доступной доктриной.
5(45.5%)
- это подобно притче "о двух волках" внутри, "злого волка" животных позывов никуда не деть, но его нужно обуздывать, не прекращая.
3(27.3%)
Свой вариант. Поделитесь.
1(9.1%)




Tags: #назасыпку, #растолкуйтектопонимает, lingvo, рассуждалово
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →