В силу квалификации и некогда занимаемой должности кое-что знаю об организации производства.
Оказание услуг в службе быта - тоже производство, многие технические принципы общие.
⚙ Первый и главный: меньше лишних движений.
- Именно так. Сокращение операций, а не наращивание скорости их выполнения.
⚙ Второй: качественный, удобный инструментарий - под рукой.
⚙ Третий: продуманный техпроцесс.
Посмотрим, как применить это в домашних условиях:
Представим себя на кухне.
Плита, стол, посудный шкафчик, холодильник,
мусорный бачок под мойкой.
Помыла оставшуюся после завтрака посуду-вытерла руки-открыла посудный шкаф-убрала посуду-закрыла шкаф-открыла холодильник-вынула продукт-открыла посудный шкаф-вынула разделочную доску-закрыла шкаф. Помыла продукт-вытерла руки-разделала продукт на столе - смела отходы-открыла шкаф под мойкой, выкинула-помыла руки-вытерла-открыла холодильник-убрала излишки продукта-закрыла холодильник-отправила разделочную доску в мойку-открыла шкаф-взяла кастрюльку-закрыла шкаф-отправила кастрюльку на газ-стою жду пока закипит...
- А как еще? - левой пяткой захлопнула холодильник, одной рукой
мешать суп, третьей и четвертой рубишь зелень и фарш прокручиваешь?
- Достаточно убрать лишние переходы по комнате (даже если там пять шагов) и исключить простои,
чтобы значительно сократить время потраченное на работу по хозяйству.
"Не думай о секундах с высока!"(с)
Проверено с секундомером. Была некогда такая наука как НОТ, об организации труда.
И такая неприятная вещь, как "нормирование и нормативы".
(Кто помнит, тот поймет шутку нормировщиков "Главное вовремя смыться")
Минута туда-сюда - в масштабах производства набегают человеко-часы.
А дома за незаметными мелочами "непонятно куда уходит время".
Варим суп по НОТу
- Вынули все нужные продукты. Пакет для мусора повесили рядом с разделочным столом.
Полотенце для рук - рядом с раковиной.
Приготовили всю нужную посуду (нож-доску, кастрюльку-поварешку).
Пока закипает - моем посуду от завтрака. Или обрабатываем следующую закладку продуктов.
Пакет с мусором выбрасываем по окончании работ.
Это не "рецепт как заварить чай из пакетика",
это пример - как продумать план перемещений и сэкономить на
"да сколько там того времени, дверцу открыть!"
- одно дело за другим - набирается не мало.
Генералим жилплощадь
Три комнаты-кухня-санузел.
Четыре часа.
Знакомое помещение опытная уборщица может обработать за два с половиной.
Или растянуть на семь, так что вы и не заметите подвоха - не стоит без дела и двигается вроде бы споро =)
Именно методом "пошла за пакетом-наполнила-вынесла- пошла за пакетом/щеткой/тряпкой..."
иногда это и на производстве немаловажный навык - находить себе уважительное занятие и растягивать его,
если фронт работ не подогнали, ибо замеченного в простое припашут на левом задании.
В гламурных руководствах хорошо советовать "А вы все повыбрасывайте из дома,
тогда и "убираться" почти не надо, как утро - протерла керамику салфеточкой и лети мухой" =)
ТРИЗ: не надо наглаживать бельё. Чтобы постель выглядела опрятно - купите специальные резинки, натяните простыню как на барабан. Выбирайте немнущуюся ткань. Если очень боитесь инфекции (или есть к этому основания) вместо глажки прожаривайте бельё в духовом шкафу, как это делают в мед.учреждениях. (120 градусов хватит; за 30сек оно не сгорит).
"Флай-леди": выбросите лишние комплекты белья вместе со шкафом - не придется заниматься лишней стиркой-глажкой и протиркой мебели! А когда приедут гости - купите свеженький комплект одеял-подушек-наволочек - настоящая ледь не станет позориться расцветками по моде пятилетней давности!
Бывают местности, где по случаю гостей дешевле купить одноразовое. Лыжи или большие чемоданы на каждый сезон, а использованное не жалко выбросить. Там эти руководства и писали =)
Суровая реальность "стены не бриты, полы не кошены" холостяцкой берлоги не собьет бывалого "менеджера по клинингу" с привычного ритма:
тележка или ведро на колесиках с подвесом для щеток-драчек, моющих-чистящих снадобий, чтоб все под рукой;
мешки для мусора сгодятся для сортировки разбросанного скарба, одежды-обуви, грязного-чистого -
пока сантехника и кухонные панели обретают первоначальные очертания под благодатным воздействием
бытовой химии: один раз натянула толстые резиновые перчатки, обошла с едким спреем проблемные помещения;
разом отмотала и расправила нужное количество мешков; поднялась на стремянку - обработала все в пределах
досягаемости; начала складывать одежду - открыла ящики и дверцы, разложила и развесила все, без метаться с места на место.
Однотипные действия требуют меньших телодвижений.
У домашней хозяйки, играющей на собственном поле - заведомое преимущество.
Выписывать красивые планы на альбомном листе и проводить хронометраж бесполезно,
если не работать над оптимизацией технологии. Хронометраж
(он же модный "тайминг", слизанный с НОТа с утерей содержательной части)
делается для выявления и сокращения лишних проходок и группировки операций.
Пошел за одним - прихвати то, что еще может понадобиться.
Сделай последовательно всё, после чего понадобится мыть руки, в пределах выполняемой задачи.
Или, из другой области - пооткрывай все вкладки, где нужно отвечать и оставь их загружаться, пока работаешь в первой)
Мощные чистящие препараты стоят своих денег.
Но до сих пор еще распространено допотопное "мыльцем и тряпочкой".
Зря. Отскоблить можно, но время дороже. Да и руки поберечь.
Химикат для удаления нагара с газовой плиты отлично растворяет налет на стенах. Спрей для нержавейки или спец.средство против плесени, ржавчины справляются эффективнейуниверсального средства "от всего".
Не полоскайте тряпочки!
Тряпочка от пыли - годится на один раз провести.
(Протерла, пошла-сполоснула, отжала, вернулась, протерла, протерла насухо, еще раз насухо - время уходит!)
На производстве используют протирочную ветошь,
в гостиницах рвут на тряпки старые полотенца - у горничной целый ворох на тележке, протерла-бросила к использованным, взяла свежую (потом весь запас прокрутят в стиралке); в заведениях попроще предпочитают одноразовые бумажные (в больших рулонах): вытер - выкинул; так же и с грязной-жирной посудой (даже перед машинной мойкой остатки пищи нужно удалить) - быстрее вытереть, чем развозить грязь под краном.
Полированную мебель и другие блестящие поверхности
в гостиничной практике протирают жидкостью для мойки окон - она не оставляет разводов, в отличии от мыльного раствора (а протирать дважды насухо - трудозатратно и не технологично).
Повседневную утварь и принадлежности держим под рукой!
а не прячем за дверцами.
Вспомните как все устроено в гараже у самодеятельного автослесаря - инструменты на виду, в полу-шаговой доступности, ибо гараж - рабочее место, а не парадная горница. Аналогично - на кухне в общепите: скалки-мешалки висят над рабочим столом, сковороды, тазы и кастрюли на открытых стеллажах красуются.
Придумайте как закрыть от нежелательных взоров рабочее место домашнего повара, сохраняя функциональность организации пространства.
Все, что мешает оптимальной организации труда -
Напр. удобнее мыть посуду от ужина и завтрака один раз после завтрака, но нужно соблюсти эстетику быта перед лицом
Реструктуризуем!... ну, кому что удобнее, можно и посуду - отправить в пластиковый бак с мыльной водой (и крышкой).
В ресторанах так держат посуду после вечерних банкетов, в мыльных ваннах (никто ее не намывает в час ночи).
Специализированные рубилки/варилки/запекалки здорово облегчают жизнь!
Даже если
"Лучше день провозиться, а потом за пять минут долететь!"(с)
- Можно отнести к еще одному фундаментальному принципу.
Штатный работник осваивает пакет рабочих навыков по умолчанию.
Дома иногда стоит сделать над собой усилие, помараковать над очередной чудо-машинкой,
которую соблазнились купить, чтоб она не отправилась на дальнюю полку к остальным "ненужным игрушкам".
Резюме:
Эффективный инструмент.
Продуманные траектории.
Заполнение технологических простоев параллельными операциями (заранее оставленными на это время).
И - забить на устаревшие устои и непрактичный новодел из глянцевых пособий.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →