Лунная топонимика средь домбайских вершин подивила:
Уж не "ножками буша" ли вдохновились
авторы озерной номенклатуры ?
Но красоты впечатлили, даже в сухом номенклатурном описании,
туда бы попасть. В свое время не довелось, хоть и не далеко было.
[ Spoiler (click to open)]
С высоты обрамляющих его горных вершин, оно напоминает грушу (основной бассейн) с карстом-заливом ("аппендиксом"), соединяющимся с ним узкой горловиной. В акватории водоема в 8-10-ти м от его правого берега над прозрачной и почти невесомой голубизной - небольшой скалистый остров.
ОЗЕРО ДЖОРДЖА БУША уступает по размерам (площадь 85 тыс.м2)озеру Безмолвия, но превосходит его по максимальным глубинам(24м) и, по нашему единодушному мнению, является "чемпионом красоты". Здесь, как нигде в другом озере, ярко играют на солнце тихие синие вода, ослепительно сияют многочисленные снежники, спускающиеся до кромки воды, а язык ледника спокойно купается в озерных водах. Она чиста и прозрачна, дно просматривается на глубинах до 1,5м. Озеро замысловато по своей форме: маленькие бухточки чередуются с неприступными скалистыми мысами, крутые бока которых обрываются в воду. Озерные воды практически безжизненны.
Полной противоположностью рассмотренному водоему является озеро Поднобесное, равное по площади озеру Джорджа Буша и расположенное на высоте 2812м, но значительно проигрывающее по привлекательности ландшафтов. Окрестности его суровы. Скальные стены со шлейфами снежников у подножья "сжимает" водоем со всех сторон, с северо-восточной стороны над ним нависает ледово-снежная стена, с которой срываются камни и с шумным плеском падают в воды. Берега труднопроходимы. К моменту последнего посещения озера на мутной зелено-голубой водной поверхности плавали льдины. В ночные часы озерные воды сковываются льдом, а днем он тает под яркими лучами солнца.
Между пиками Гранитным (3211м) и Джорджа Буша (3119м) заметнее понижение - перевал, ведущий в долину р.Светлой (левого притока р.Дамхурц), Посетить верховья притока (длина около 4км) интересно, поскольку там находится группа Светлых озер (по названию реки).
Спуск в долину реки Светлой несложен и проходит по навалам крупных гранитных глыб, а затем по крутому травянистому склону. В глубине ущелья, на обширной неровной ступеньке (2422м) - озеро (площадь 80000м2, максимальная глубина 25м) по очертаниям напоминающее фигуру человека с маленькой круглой головой, вросшей в плечи, с коротенькими руками и ногами, "Да это же снежный человек или какой-то гуманоид из параллельного мира или из космоса" - подумалось нам. Поэтому и назвали мы его - озером Гуманоидов. На ступеньку выше прилепились на крутом склоне - скальном ригеле еще два озерных водоема. Одно из них побольше - озеро Забвения (площадью около 15000м ) с прозрачной водой сине-зеленого цвета и с двумя темно-синими "глазницами" вблизи задней стенки кара - ямами лавинного выбивания (глубина 6-7м). Другое озеро, (площадь 500м2) напоминает зеленый, поднос, оконтуренный с дистальной (внешней) стороны валом, высотой 16м, сложенным из камней поросших травой. Это крошечное озерко возникло в результате многократных ударов снежной лавины, падающей с отвесной стены и постепенно выбившей яму(котловину), глубиной 8м, Поэтому оно и получило название Импактное, т.е. ударное."
http://budetinteresno.info/lakes.htm
✧ ✧ ✧ ✧
Еще одна Рахель
Тоже стихи. И тоже удивительные.
РАХИЛЬ БАУМВОЛЬ
“ПРЕД ГРОЗНЫМ ЛИКОМ
СТАРОСТИ СВОЕЙ...”
"Жизни, которую прожила Рахиль Баумволь, хватило бы на три судьбы.
Она родилась в Одессе во время первой мировой войны. Ее отец Иегуда-Лейба Баумволь был известным еврейским драматургом, режиссером и создателем еврейского профессионального театра. Когда в 1920 году он переезжал со своей труппой из Киева в Одессу, его — на глазах жены и маленькой дочки — расстреляли белополяки. Мать с дочерью перебралась в Москву, но вскоре девочка тяжело заболела, — “от ушиба, который получила, когда белополяки выбросили меня из вагона” (цитирую “Автобиографию”), и три года пролежала в гипсе”. [ Читать дальше >>>]
...Училась Рахиль Баумволь во 2-м МГУ на еврейском отделении литературного факультета и оканчивала его вместе с поэтом Зиновием Телесиным, который стал ее мужем.
В 1947 года, в Москве вышла ее последняя книжка на идиш ...писала на русском и ее переводили. Среди тех, кто переводил стихи Рахили Баумволь, — Мария Петровых и Анна Ахматова, Александр Кочетков и Вера Потапова, Рувим Моран и Вера Инбер, Елизавета Тараховская и Татьяна Спендиарова. Одна за другой выходили и ее детские книжки.
Стихотворения, как и сказки Рахили Баумволь, — это чаще всего развернутые метафоры, совершенно незатасканные, оригинальные, найденные впервые. В них сочетается наивность взгляда и удивление, дающие поэтический сплав, в котором замешаны и юмор, и лукавство, и улыбка.
...Почти тридцать лет Рахиль Баумволь живет в Израиле. Она, как и Зиновий Телесин, получила там заслуженное признание, хотя по-прежнему пишет на идиш, а не на иврите, который считается на обетованной земле языком главным. Но ее книги выходят и на иврите, и на идиш, и даже по-русски.
Уже в преклонном возрасте Рахиль Баумволь продолжает писать лирические стихи, сочинять сказки и афоризмы. Увы, несколько лет назад ее подкосила смерть мужа, с которым она прошла рука об руку всю сознательную жизнь. Ему, Зиновию Телесину, и посвящены самые пронзительные строки ее лирики, и по ним видно, как глубока ее печаль, которая, как всегда у подлинного поэта, перелилась в стихи."
Владимир ГЛОЦЕР.
* *
Мы растеряли всех своих друзей.
Нас не зовут и к нам не ходят в гости.
Одни вдали, другие на погосте,
А третьи сделались от жизни злей.
Единственный мой уцелевший друг!
Покуда ты со мной, роптать не смею.
Твой образ день и ночь в душе я грею
И проклинаю тяжкий твой недуг.
Мне для тебя ничто не тяжело.
Ты для меня всегда желан и молод.
Но вот тебя объял болезни холод,
Тебя как будто снегом занесло...
И крик немой нутро мое сверлит:
— Знакомые, прохожие, соседи,
Пусть кто-нибудь зайдет или заедет...
Пускай расскажет, спросит, нашумит...
Судьба вороньи крылья распростерла.
Молчит дверной звонок и телефон.
А если слышен звук, так это стон.
Тупая тишина берет за горло.
* *
Комод
Нет на комоды больше моды.
Сейчас никто их не поймет.
Но сердцу моему сквозь годы
Так много говорит комод!
На нем подсвечники стояли,
Стоял ларец, семьей храним,
И зеркало в резном овале,
Расческа в щетке перед ним.
Невестки, дочери и внучки
Держали в нем свое шитье.
У ящиков блестели ручки,
Сверкало в ящиках белье, —
И не синтетика чумная,
А чистый лен и полотно.
И, простыни приподнимая,
Там что-то прятали на дно...
Оттуда бабушка, бывало, —
В ее глазах всегда печаль —
С таинственностью вынимала
Свою узорчатую шаль.
[ Еще >>>]* *
Мой зонтик
У друзей я забыла свой зонтик.
И вот
Он опять у меня,
Но какой-то не тот...
Его не было дома
Неделю всего,
Но уже изменились
Повадки его.
Там, где был он,
Всегда молодежи полно,
И весь вечер сияет
Большое окно.
Там, зонта не беря,
Ни минуты не ждя,
Выбегали на дождь,
Приходили с дождя.
За неделю упруже стал
Купол зонта,
Стала ручка
Особенно как-то крута.
Раскрывается
Нетерпеливым рывком
И плывет
Над моим поседевшим виском...
После дождика
Мы с ним вернулись на днях.
Был он грустный такой.
И заплакал в сенях.
* *
Мне под утро снилось море —
Только небо и вода,
Бесконечные, как горе,
Что приходит навсегда.
Небо, море цвета стали...
Только вспомнить не могу,
Был ли берег, и едва ли
Я была на берегу.
Февраль 1999
(Почерпнуто у http://savta.livejournal.com/812944.html)
✧ ✧ ✧ ✧
Как выглядел кинор
"Славьте Господа арфой и кинором"
(Псалом 150)
А как, собственно, выглядел кинор?
Как он звучал? Как на нем играли?
[ Читать дальше >>>]
может быть, самый главный в древности, ведь сказано же в Торе:
И родила Ада Яваля: он был отец живущих в шатрах со стадами. А имя брата его Юваль: он был отец всех играющих на киноре и свирели. (Бытие, 4:20).
Мы читаем в Танахе о волшебных свойствах кинора в руках царя Давида, способного своей игрой не только веселить душу, но и врачевать ее, - вспомним, как одержимого подозрениями и страхом преследования царя Саула утешал кинор юного пастуха.
Шошана Арари, хозяйка известного в Иерусалиме Дома Арари, расположенного в старом квартале Нахалат Шива, красиво отреставрированном и предоставленном художникам и туристам, объясняет возрождение кинора Божественным провидением.
Мы с Михой были детьми цветов - хиппи, бродили по Калифорнии в поисках ответа на главные жизненные вопросы. Мои дед с бабкой приехали в Америку из-под Киева, где дед был раввином, а Михины - евреи из Сирии. Их дети - наши родители - хотели быть американцами, как все. А нам, внукам, уже этого было мало. В семидесятые годы молодежь, уставшая от переизбытка вещей, идей, технических и философских, войны во Вьетнаме, уходила из городов в поисках душевного равновесия. Мы учились любить простые вещи: цветы, птичье пение, звуки музыки контри и древние музыкальные инструменты. И вот однажды мы раскрыли подаренный мне в детстве бабушкой Танах - и тогда Бог нашел нас. Почему я так думаю? Сегодня мне кажется, Он искал человека, который сможет вернуть в Эрец-Исраэль искусство делать киноры и арфы. В галуте не звучала музыка кинор-Давид. А сейчас евреи возвращаются на свою землю, и когда-нибудь здесь будет Третий Храм. И тогда понадобятся и эти инструменты, и музыканты. Ведь голоса тысячи арф одновременно звучали когда-то на празднествах в Храме.
Пока мудрецы и праведники веселили народ в верхнем дворе, левиты спускались по пятнадцати ступеням в нижний двор (этим ступеням соответствуют пятнадцать Псалмов Песен восхождения, сложенных царем Давидом). Останавливаясь на каждой ступени, они играли на кинорах, тимпанах, арфах, трубах, волынках и множестве других инструментов, восхваляя Имя Всевышнего вплоть до самых петушиных криков. (Элияѓу Ки-Тов. Книга нашего наследия т.1, гл. Суккот).
Шестнадцать лет назад Шошана и Миха Арари после путешествия по Европе высадились с теплохода в хайфском порту и приехали в Иерусалим. Все их имущество было уложено в два рюкзака, и в доказательство Божественного вмешательства в их судьбу Шошана приводит следующий факт: Уже через несколько лет у нас было все: свой дом, мастерская, галерея, где продавались сделанные Михой киноры и арфы и где всем, кто желал, я начала давать уроки игры на маленькой ручной арфе, которая тоже была воспроизведена по историческим описаниям и изображениям.
Миха начал поиски с описаний кинора в Танахе и Талмуде, копался в архивах археологов. В Хайфском музее музыкальных инструментов он увидел то, что там называлось кинором, образцом для создания которого послужило изображение инструмента на монете, отчеканенной во времена восстания Бар Кохбы. Но этот экспонат не способен был издать ни звука.
Поиски велись и в мастерской. Миха Арари был гитарных дел мастером с солидным стажем. Как сделать так, чтобы дерево зазвучало - он знал. Но каким способом извлекался столь необычный по описаниям звук? Сколько струн имел кинор Давида? Как держать его во время игры - вот что надо было понять, разгадать. И вообще, чем он отличается от арфы?
Иосиф Флавий упоминает десятиструнный кинор. В мидрашах написано: семь струн есть в киноре в это время, но что такое в это время (бе-зман ѓа-зе)? И Миха сделал, как подсказывала интуиция - десятиструнный кинор.
О возрождении библейского инструмента быстро распространились слухи.
Однажды к ним в дом постучали, Шошана открыла. В дверях стоял бородатый человек в черном лапсердаке и шляпе. Он назвался раввином из религиозного квартала Меа Шеарим. В доме он сразу же начал оглядываться по сторонам, как будто искал что-то. Увидев кинор, бросился к нему и бережно взял в руки. Это то, что я искал и о чем думал всю свою жизнь. А почему ты сделал его десятиструнным? - внимательно посмотрел человек на Миху, и когда тот объяснил, рав согласился с ним. - Десять - это число гармонии. В каббале сказано, что мир этот стоит на числе 7 - вот что такое бе-зман ѓа-зе, но во времена Мессии воцарится число 10, означающее полную гармонию, выраженную словами пророка Исайи. Он показал, как держат кинор, прислонив его к щеке: музыкант должен слышать звук изнутри, чтобы принять энергию звука и передать струнам!
Человек ушел так же внезапно, как и появился, открыв Михе секрет. Арари пытались потом найти его в Меа Шеарим, но так и не смогли. И больше никогда не видели. Это было похоже на явление Ильи-пророка, который, говорят, появляется неожиданно, в образе обычного человека, и так же неожиданно исчезает.
Миха Арари продолжал работать. Он делал киноры и арфы из индийского дерева махагони. Кстати, первую арфу он подарил Шошане на день рождения - та давно мечтала о маленькой арфе. Он мастерил ее долго, внимательно изучая все, что писалось об этом инструменте в еврейских и нееврейских книгах. В псалмах Давидовых: бе невель асор - на десятиструнной арфе. На печати из яшмы 7 века до н.э., принадлежавшей дочери одного из царей, Мааданне, изображен двенадцатиструнный музыкальный инструмент, похожий на маленькую арфу. И тогда Миха решил - пусть будет двадцать две струны - по числу букв еврейского алфавита.
Это дорогие инструменты, по два года он работает над каждым. А чтобы такая возможность была, в их мастерской начали делать на продажу маленькие дверные арфы, исполняющие в домах роль колокольчика - открывается дверь, и по дому разливается удивительно нежный чарующий звук. Их охотно покупают.
Кинор Давид Михиной работы стал экспонатом в Музее храмовой утвари в Старом городе, есть он и в Доме президента и конечно же он описан на страницах энциклопедии.
Игре на маленькой арфе Шошана сегодня обучает всех желающих. Махагоновые, сосновые, вишневого дерева - у каждой свои оттенки звука. Вообще трудно удержаться и не взять ее в руки, проводишь пальцами по струнам - и это уже музыка, и кажется, любой человек способен на ней выразить себя, свое настроение. Именно это и утверждает Шошана, она уверена, что для игры на этом инструменте не обязателен академический курс, нужно немного умения и души - двадцать две струны, как двадцать две буквы ивритского алфавита, расскажут все что пожелаешь.
В доказательство Шошана снимает с полки маленькую арфу, похожую на крыло херувима, и проводит пальцами по струнам...
Алла Никитина
На десерт - разгадка вчерашней загадки, вернее подсказка : их трое всего было в лодке.
"А и Б сидели на трубе..."
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →