Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

В зеркале Непала

Статья Razen Manandhar, Катманду
(снимки автора, перевод с эсперанто мой)


Чау. Проклятье, нависающее над женщинами Западного Непала

"Я и прежде слышал о "Чау-пади", но ужас, охвативший меня, когда я впервые увидел тесные сараюшки с узкими проемами для входа, не поддается описанию. Да.. Мы живем еще в примитивную, варварскую эпоху. Мы живем в Непале.

Менструация - естественная часть жизни, относящаяся к здоровью и развитию женщин и девочек. Что в этом особенного? В порядке вещей, что девочки узнают о ней в соответствующее время, учатся и постепенно привыкают встречать эти дни должным образом. Некоторым даже не нужно беспокоиться: уже становится традицией, что если она нуждается в совете по поводу состояния здоровья - долг мужчины в семье оказать помощь и поддержку.

Но трудно себе представить такую упертость, мужской эгоизм и отсутствие сострадания, с которой относятся к этому предмету в западных регионах Непала. В горных департаментах Darchula, Baitadi, Dadeldhura / Bajhang, Bajura, Achham / Humla, Mugu, Jumla, Kalikot а также в Dailekh, Jajarkot kaj Surkhet.




Тамошние мужчины свято уверены в том, что менструирующие "нечисты" в течении 4-5 дней каждый месяц,
и что боги, именуемые "Mate", не желают, чтобы женщины соприкасались с ними в этот период.

Женщин принуждают уединяться в тесные хижины без окон и с низким лазом вместо входной двери. Порой более шести изгнанниц должны ютиться в катухе, куда не поместилась бы даже небольшая кровать.



Мужчины так же не разрешают им пользоваться теплыми покрывалами или одеялом. Летом немалую опасность представляют укусы змей, а зимой - холода со снегом. А так же вероятность стать жертвой насилия там выше, чем где либо.
Деревенская общественность относится к отверженным с пренебрежением, порой грубо и даже враждебно. Им нельзя ходить по центральным улицам, приближаться к храму или источнику.
Девочки не могут посещать школу в этот период.

Кроме того, строго запрещено употреблять молочные продукты (и мясо - ибо скот перестанет доиться, заболеет и начнется падеж; если "нечистивица" прикоснется к мужчинам селения, этих тоже настигнет порча - это моя вставка, из фильма ниже L.R). Затворница зависит от членов семьи, приносящих ей немного крупы или риса; еду оставляют у входа в хибару, и уходят, не вступая в контакт.

Западные непальцы верят, что если женщина во время месячных останется в доме, то его атакуют тигры и вырежут скот. Или боги нашлют хворобу. Мужчины придают бОльшую важность невидимым духам, чем членам собственной семьи, от которых получают настоящую заботу.

Женщинам нечего противопоставить этой "культуре" и "традициям", длящимся в течении столетий.
Но в последние 20 лет стали раздаваться голоса национальных и интернациональных неправительственных организаций против этого "обычая", о нем появились сообщения в прессе.
Не вызывает сомнений, что статус женщин в Непале далеко не равен мужскому.
Но описанный уклад вызвал шок у городских жителей: "Неужели в Непале еще живут в таких варварских условиях?" Многочисленные активистки, участники различных социальных движений отправились в отдаленные районы с намерением поднять сознательность тамошнего сообщества. Но им не удалось ни переубедить мужчин, ни привлечь женщин к борьбе за равенство и собственные права. Интернациональные организации вложили немалые средства в работу местным населением, но не преуспели, вернувшись лишь с объемистыми докладами.

Мои визиты в Dadeldhura, Achham и Kailali на прошлой неделе, показали, что не смотря на большую проделанную работу и щедрое финансирование, традиции все еще крепки, и изменений не много. Люди слишком подвержены предрассудкам, не готовы слушать и обсуждать проблему Чаупади. Молодые мужчины не возражают прямо против женских свобод, но когда речь заходит о "Чау" делают ехидные, циничные замечания, если кто-то возражает против этой "традиции". Заявляют, что женщины сами не хотят прекращать эту практику.

Женщины, на чью долю приходятся все тяготы - немы. Стоит заговорить о менструации - краснеют, замолкают или убегают. Даже те женщины, которые отваживаются выступить публично против Чаупади, тоже вынуждены отсиживать свои пять дней заточения в чау-госе. Их удел - подвергаться осмеянию в среде мужчин.

Небольшие сдвиги можно наблюдать в школах - есть девочки, которые решаются продолжать занятия. Но большинство по прежнему отсиживают срок в лачужках. Девочки против этого, но их заставляют старшие родственники.
Лучик надежды - что хотя бы их дочери не будут принуждены к этому. Молодежь не склонна поддерживать дремучие дедовские обычаи.

Благодаря молодежным протестам, некоторые из деревень объявлены свободными от Чаупади. На бумаге. На практике традиция необузданна даже в этих селениях. В некоторых сараюшках появились "улучшения". Но сами сараи не исчезли. Правительство планирует объявить департамент Accham свободным от Чаупади. На практическом уровне до этой цели еще очень далеко.

Чем занимаются общественные организации? Они делают частые визиты, изучают ситуацию, составляют отчеты и изыскивают деньги на продолжение исследований.

Вы спросите почему правительство молчит или индифферентно к этой ситуации? Дело в том, что эта традиция тесно связана с индуизмом, являющимся основной религией в стране. Большинство членов правительства и других исполнительных органов принадлежат к этой религии. Они не готовы выступить против или принять решительные меры, чтобы изжить этот обычай. Их молчание является ответом.
В 2005г верховный трибунал постановил, что практика Чаупади должна быть прекращена. В действительности еще в достатке народу в правительстве, кто не прочь видеть женщин в чау-лачугах. "Так у кого морда в пуху?" "


Мой вопрос автору - "Кто ухаживает за детьми, пока мать в изгнании, муж сам готовит? или приходят родственницы заниматься по хозяйству?
- Обычно есть несколько женщин, оставшиеся должны готовить на всех.

Из других вопросов на ФБ - как вообще такое допустили, они своих жен совсем не любят? Сами женщины почему хотя бы не обустроили что-то поприличней?
Ответ - Всем заправляют мужчины, порядки устанавливают.


Хибара не должна напоминать нормальное жилище, защищать от дождя и стужи, не то то боги разгневаются.


https://www.facebook.com/razeno.esperanto/posts/924813354243138

Не знаю видна ли ссылка незалогиненным,
можете тоже что-то спросить, если материал заинтересовал.


Видеосюжет:






Какая дикость верить, что духи на всех напустят порчу, если женщина из родника напьется?

В фильме такие ж как мы люди. Не экзотические аборигены из каких-то заповедных джунглей.
Обычные сельские жители. Оснащенные не самой современной, но вполне обыденной повседневной утварью.
Алюминиевые миски, резиновые шлепки, украшения, резинки и китайские заколочки на девочках;
крепкие каменные дома, даже двухэтажные, скот разводят;
парни на мотоциклах гоняют, аксакалы в пиджаках со следами импозантности.

Присмотреться, так и в поведении не сильно-то от них отличаемся.
Несуразный обычай шарахаться от женщин во время месячных,
намного ли более дик, чем докапываться до чужой наружности? Вынуждать взрослых женщин
загонять себя в параметры щупленькой десятилетней девочки?
Невосприимчивость к доводам так и вовсе один в один: тщетные попытки образумить невеж
натыкаются на ерничание и издевки, совершенно узнаваемым образом.



PS
чувствуется невысказанное сомнение "А... может их устраивает?"
Неделю сидеть в собачьей будке, вместо ходить на работу... - по фильмам не похоже, что местным девушкам нравится.
Tags: Непал, живо_трепещуще, переведено с esperanto
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →