Часть записавшихся отказалась по случаю очередных событий в регионе,
но события у нас сплошь и рядом:
- Что за город такой, кто там живет и зачем? Правда ли, что в Хеврон можно попасть
только
Где похоронены Адам и Ева? А правда, что раскопали тоннель между мирами? - обо всем этом в следующих выпусках.
- В самом деле можно с одной точки увидеть Средиземное и Мертвое море? - сегодняшний рассказ
с географическим уклоном, сиречь - стопятьсот картинок, ландшафты и цветочки,
без лирических отступлений в хитросплетения ближневосточных тонкостей.
Припасы с уклоном в традицию как раз на этот случай сочинялись.
Не просто поездка - осмотреть достопримечательности и проникнуться историческими фактами -
пригласили на Песах, провести шабат в религиозной общине. Давно хотела, наконец все совпало,
отличная возможность с городом поближе познакомиться, да еще и в настоящем кошерном седере поучаствовать.
Идеальный для меня вариант "фото-тура": авторская экскурсия - проход по местам
+ возможность покрутиться там же самостоятельно и обстоятельно -
пока повороты сюжета свежи в памяти, примеченные объекты никуда не делись :)
А во время официальной части
не отвлекаясь на "как же пропустить такой кадр" :)
- - Зачем? Все снято-переснято, едва ль не каждый камень в посещаемых местах запечатлен операторами
и выложен в альбомах и проспектах, для чего еще?
- Во-первых низачем, мне просто нравится, как скажем в детстве нравилось рисовать на асфальте -
из наслаждения процессом (я так и щас не прочь =), плюс в данном случае:
репортажи в сети, даже подробные - в основном с противной стороны, в географическом смысле и во всех прочих.
А мы посмотрим на Хеврон из еврейской части города.
Формат прежний: чтобы не разрывать логику визуального ряда - все в одном посте,
но основной массив - под спойлерами, для интересующихся подробностями.
Хевронское нагорье - высотой под тысячу метров (927 м если точно), наглядно видим водораздел
между бассейнами Средземного и Мертвого моря: "Вылей стакан воды по одну сторону холма - утечет
к Ям а-Мелах (т.е "Соленое море", так на иврите), по другую - через средиземноморье в океан".
° ° ° ° ° ° °
В Иерусалим - своим ходом, всм на общественном транспорте.
Через Хеврон - короткий путь на столицу, если б так ездить, из Беер-Шевы добирались бы в двое быстрее,
но строятся, расширяются трассы в обход, севернее территорий.
(Сквозной маршрут тоже есть, автобус с двойными стеклами заезжает во все поселения по пути,
можно устроить себе вроде трехчасовой экскурсии по региону)
Дальше по городу - с гидом.
Начнем с прогулки, со второго дня -
Шабат, как водится, заходит вечером, да еще праздничная трапеза с соблюдением традиций - традиционное веселье затянулось допоздна. С утра добрые организаторы оставили гостей всласть поспать до завтрака совмещенного с обедом,
мы с подругой обрадовались - можно вволю набродиться! )
Швиль - специально размеченный (местами расчищенный) туристический маршрут,
про велосипедный в Негеве когда-то рассказывала, тут - пешеходный,
не бог весть какой сложный, но меж валунов по уступам, автобусом не проехать.
Начинается от перекрестка в центре и убегает круто вверх по извилистым проходам. Более пологий вариант -
сделать в начале крюк по центральной улице. Большинство выбирают этот путь. Самые любопытные успели и там и там :)
На главной улице пустынно в ранний час,
показался одинокий любитель трусцы и резко рванул с места - я даже подумала что от нас, дабы не оскверниться шабатней съемкой, но глядим - он обратно на той же скорости; удивило, что и утренняя пробежка не в майке-кроссовках, а при полном облачении )
Застать рассвет на вершине было заманчиво - но не рискнули гулять вполутьмах по незнакомому городу,
хотя выбрались пораньше, "пока еще трава в росе" и резкий свет не сделал все неразличимо плоским.
Цветет картошка на нейтральной полосе.
Один из выходов на швиль, выглядит трущобисто,
начали было взбираться, но насторожило внимание, начинавшее казаться настойчивым;
Поближе к патрулям - спокойнее, в обход не хуже, тоже есть что посмотреть.
На автомате говорю ребятам "Шабат шалом", не задумываясь - вдруг часовому нельзя разговаривать,
но в Израиле все проще - здороваются в ответ. Я ко всем солдатам с симпатией и сочувствием -
мои только что отслужили, так же где-то стояли.
В городе снимаем свободно - солдатам нет дела, блюдем ли мы канон (в квартале, где гостили,
старались воздерживаться, чтобы настрой людям не сбивать, шабатний уклад не нарушать).
[ Город-призрак]
От будки к будке, центральная трасса вся просматривается, наши флажки висят, значит идем правильно )
Осматриваемся, куда бы сунуть любопытный нос,
Еще один район - вчера сюда поднялись на машине,
по ходу примечая интересные места - теперь остановимся у всего, что приглянулось
Тропа ведет прямо через хоздвор поселенцев из верхнего квартала
Раритеты уже, однако -
Такого вот бравого парня встретили )
Хозяйка застигла разгар фотосессии, козел отвернулся - типа "я ни при чем, они сами пришли";
немного неловко - женщина соблюдающая, но на "шабат шалом"
отозвалась приветливо, с пониманием к шалопутным туристам )
Не одни мы ранние пташки - мужчины уже выходят на молитву
(чуть позже, в конце тропы)
Маршрут разветвляется, все направления обойти не получится, но все-таки возможность свободно осмотреться -
совсем другое дело, чем стремительный экскурсионный конвейер, обзор-музей-усыпальница
и погнали дальше, по странам и континентам.
[ Мир под оливами]
Характерная фактура иерусалимского камушка
Одно из святых мест, подробней в следующий раз.
Так и хочется вспомнить "...средь зеленыя дубравы",
но это не дубрава,
оливковая роща на Тель-Румейда, которой, как считается, не одна сотня лет
Такие кряжистые, солидные особи раскинули узловатые ветви,
и сомневаться не приходится - аксакалы.
(Казалось бы покой и умиротворение под древними кронами, но на земле раздоров не скрыться от политики,
про конкретику в отдельной записи, сейчас просто гуляем )
Тяжелая поступь.
И кора, будто глубокие морщины -
Цветы свежи и травка зеленеет. Нагорье все-таки, прохладней чем у нас, где все уже пожухло.
Синие - направо, зеленые - налево.
Разметка тропы, стационарные указатели редки, а пометки на камнях почти на каждом шагу,
если внимательно следовать за ориентирами, то можно путешествовать без провожатых,
Это еще не самая высокая точка, но и отсюда отличный обзор, город как на ладони.
Традиционная малоэтажная арабская застройка без видимой структуры улиц - ни с чем не спутаешь, домики-кубики лепятся друг над другом.
Упреждая вопрос - что за бочки?
- Черные - бойлеры, рассказывала про электро/солнечный водогрей, примерно такие же.
Жестяные баки - запасы делают, для равномерной водоподачи.
В еврейском квартале баки общие
У арабов - на каждую жилую единицу свои.
[ Вид на водораздел]
Или одна цистерна на виллу - большое семейство все здание занимает.
На редкость для арабской территории зелено,
садики-дворики со свежей растительностью, виноград, масличные посадки.
На самой вершине - православный монастырь действующий,
в честь дуба, в тени которого отдохнул Праотец Авраам. Четыре тыщи лет назад.
Почтить задубевшие остатки мамврийского дуба приезжают паломники.
Понравилось как распорядитель монастыря назвал травел-
"– Главное наше призвание остается прежним: помогать принимать паломников, приезжающих из России.
Современные паломники, к сожалению, очень часто на деле праздношатающиеся. Они не осознают, зачем сюда приехали,
и в отношении к миссии руководствуются потребительской позицией, воспринимая ее как организацию,
долженствующую обеспечивать сервис и комфорт."
И кст ответ на вопрос в начале - с верхней точки видно оба моря. По свидетельствам видевших:
"Поднявшись па высокую сторожевую, в три этажа, башню, они любовались прекрасной панорамой хевронских окрестностей, утопающих в роскошной зелени, видом Средиземного и Мертвого морей и прииорданской долины."
До туда мы не дошли, как и до дуба - будет еще что посмотреть при случае.
В древних кварталах зелень пожиже
Старый город и есть старый город - каменный мешок
"Биюв" - канализация на иврите.
Для интересующихся врезка о водоснабжении
врезка о водоснабжении
coil_label
...
-- Воды мало, нужно беречь, опреснять, использовать вторичные ресурсы. Раньше, до ословских соглашений, когда вся вода была под контролем Израиля, так и было. Но, после осло большие территории были переданы в руки автономии, арабы тут же пробурили в каждом дворе артезианские колодцы и залились водой, истощив подземные водоемы, которые немедленно засолились водой с моря( под землей границу не проведешь), таким образом лишив и себя и евреев навсегда больших подземных источников.
Второй фактор - постройка совместной плотины сирия-иордания и отвод 98% вод, питающих оз.Кинерет( главный водный резервуар) по территории Иордании. Результат - пересыхание реки Иордан и катастрофическое обмеление Кинерета и Мертвого моря (на 5-7 метров ниже красной отметки).
-- Полный отказ арабов от очистки воды (выделено 500 миллионов долларов инвесторами, деньги пропали, стройки не начаты) и сброс всех канализационных вод на ... ну куда выльется. Как следствие - загрязнение подземных источников.
-- Арабы абсолютно не интересуются починкой водапровода, т.к. за воду не платят ни внутри ни в автономии, из дырявых труб утекает более 50% воды - евреи все равно дадут, их ООН заставит.
...
Израиль передал в руки автономии всю территорию Иудеи и Шомрона(Еша), (кроме территории поселений, дорог, ведущих к поселениям - проезд открыт для всех, строят и ремонтируют евреи)- территории уже 20 лет под арабами и все источники под их контроле, но, как я уже писал, с этим аквафером практически покончено, т.к. нельзя брать больше, чем восполняется зимой,
иначе морская вода под давлением смешивается с пресной и .. кран в Еша - у арабов, а уж как они им распорядились..
В "их"зону мы не заходим, что они с водой делают - не наше дело.
... возле каждой виллы- дома - огороды, виноградники и сады. как арабы, собирающие воду в бочки , испытывающие недостаток воды поливают этот сад?
Насчет норм воды и оплаты в еврейском секторе, а так же запрета на полив частных палисадников - это норма для всех евреев Израиля (вот уже 2 года), не только для поселенцев, только нам приходится оплачивать еще и воровство арабов из труб.
Арабские города и села внутри израиля(не на территориях), точно так же принципиально не платят ни воду, ни свет, ни налоги, но, если еврей не платит - его отключают и подают в суд; отключить араба невозможно, т.к. правительство давно махнуло рукой и в арабские населенные пункты без армии не войдешь, тем более техника не пошлешь.
Лет 10-15 тому назад пытались отключать воду арабам( всей деревне) за долги, но правозащитники так вопили, что плюнули и все.
Неделю тому назад министр (не помню чего) озвучил цифры: арабский сектор( 1.500000) человек заплатил налогов за год - 6000000, а получил только пособий на 14 миллиардов.
Поведение арабов - граждан и арабов, живущих на территориях - одно и то же; впрочем, обычно они члены одних и тех же хамул.
В период с 1967 (Шестидневная война) по 1995 годы (Ословские соглашения) объем подачи воды палестинскому населению вырос с 66 до 120 кубометров в год. К марту 2010 года 641 из 708 палестинских населенных пунктов, то есть, более 96 процентов населения палестинских территорий были подключены к центральному водоснабжению. Тем самым палестинцы оказались в значительно более выгодном положении, чем их арабские соседи. В Иордании и Сирии в большинстве городов и деревень центрального водопровода нет. Даже в столицах Аммане и Дамаске воду в дома подают только дважды в неделю.
С заключением Ословских соглашений ответственность за обеспечение водоснабжения в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан взяла на себя Администрация Палестинской автономии. Водоснабжение израильских поселений осталось в руках Израиля. Была достигнута договоренность, что Израиль будет ежегодно поставлять в сектор Газа пять миллионов кубометров воды.
Второе Ословское соглашение (1995) подчеркивало не только права палестинцев на воду, но и значение сотрудничества в этой области.
Поскольку в Палестинской автономии практически нигде нет водяных счетчиков, отсутствует возможность точного контроля, учета и финансового стимула для экономии воды.
Еще одно обвинение, предъявляемое израильтянами палестинцам, заключается в том, что по политическим соображениям не реализуются проекты по очистке стоков, даже если их финансирование обеспечивается внешними дотациями со стороны ФРГ, США, Японии или Всемирного банка. Очищенные стоки даже не применяются в сельском хозяйстве, неочищенные стоки сбрасываются в каньон Вади-Кельт, где опять же становятся причиной экологических проблем.
...
Накопительные цистерны несколько сглаживают «трагедию общин» (термин из математической теории игр) -
неограниченное водопотребление невозможно в здешних засушливых условиях,
но поскольку администрация Автономии на контроль и учет забила, а потребители из арабского сектора под шумок
израильскому Водоканалу ничего не платят - значит и беречь ресурс не зачем: следовательно перебои неизбежны;
и тут бочки с запасом воды - выступают физическим само-ограничителем. Правда ими пытаются заставить всю крышу, опять же чтобы не экономить.
Никто больше не хочет угнетаться Израилем? За свет кст, на территориях тоже не платят - ибо влом.
Загадка.
Электромонтер выезжает на точку в сопровождении двух автокранов.
Один - чтоб на столб подниматься, чинить (обычная аварийка, которая с люлькой "не стой под стрелой").
Второй зачем?
Тропа к центру проходит мимо арабского кладбища.
Посетительницы в черном промелькнули в отдалении, на нас не обратили внимания.
Выходим на главную улицу, сделав круг. Совсем уж рассвело, но все еще пустынно,
лишь бдительный местный житель наблюдает за нашими эволюциями.
Заглядываем во дворики, где можно (всм дверь где открыта =)
Надписи большей частью затерты - местные жители стараются, по договоренности -
и с той стороны и с нашей. Просто чтоб приличней выглядело "бедненько, но чистенько".
Израильтяне и палестинцы провели совместную акцию - «Наш город должен стать красивее».
"Барак Арузи командиром израильского полицейского отряда при Могиле патриархов обратился к Ноаму Арнону, главе еврейского района города. Тот позаботился о том, чтобы евреи приняли участие в покраске магазинов на своей территории, а также поговорил с представителями палестинцев. Они ответили, что тоже охотно приняли бы участие в акции. Однако они не хотели брать на себя расходы. Израильская сторона оплатила краску и кисти, и арабы приняли участие в покраске. Они также покрасили двери работающих палестинских магазинов. В акции участвовали палестинцы, израильские полицейские и жители еврейского квартала Хеврона. Сотни дверей были отмыты, покрашены и отполированы.
Помощников не смутило даже то, что некоторые «левые» активисты из Европы снова испортили несколько свежеокрашенных магазинов. За один день их покрасили снова. Арузи объяснил свою инициативу: - Я твердо верю в то, что грязь и оскорбительные надписи будят в людях темные инстинкты. Я надеюсь, что наша акция по уборке поможет восстановить спокойствие в городе."
не пропускаем дыру в заборе )
И тут цветочки
суровый конвоир с прицелом )
охрана периметра на чеку )
Селфи в "датишном прикиде", из уважения к принимающей стороне,
да и не в тягость, люблю игры с переодеваниями, Вамбери во мне дремлет :)
Загадка в тексте - на приз, 10 жужиков за оригинальность, угадавшему сто =)
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →