Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Categories:

✡ Возвращаясь к Песаху

Erev_pesah



То, что не поместилось в пост http://fotovivo.livejournal.com/114381.html


Erev_pesah



Перед праздником полагается обзавестись чем-нибудь новым из утвари.

Erev_pesah

Попались плошечки - симпатишные, пусть будет обновка по традиции, хоть и полно посудин дома.
Детям раздарила )



Erev_pesah

Харосет покупной, на основе финикового меда



Erev_pesah



На настоящий седер случалось попасть, хоть и не часто.
Первый раз еще в Сохнуте, здесь у соблюдающих знакомых, в дочкиной пнимие и раз с эсперантистами во время слета

Erev_pesah



Erev_pesah

Местный Хабад проводит просветительную акцию для желающих, любопытно.



Erev_pesah



Erev_pesah

"Отче наш, иже Владыка мира.."

Erev_pesah

Примечательно, что в пасхальном тексте Всевышнего именуют а-Маком, дословно: "место, пространство".
Божественных имен множество, это одно из.
В каноническом переводе "Вездесущий", здесь предпочли "который повсюду". Но в оригинале - "пространство".
Не покривив душой воздам благодарение яви, вмещающей нас
в краткий чудесный миг меж тьмой бесконечности до нашего рождения и той что ждет нас после.



Erev_pesah

Бокал Ильи-пророка - один на всех, у главы застолья, обычно особо украшенный преобретают для этой цели

Erev_pesah




Erev_pesah



Erev_pesah

Школьное помещение хранит следы минувшего пурима



Erev_pesah

Круглая маца специальной ручной выделки - самая ценная, не дешевая.


Erev_pesah

Многие догадались прийти в кипах


Erev_pesah

Программа, поддерживаемая спонсорами



Erev_pesah

У каждого по рукой сто-страничная пошаговая инструкция, что и как, в каком порядке делать,

Erev_pesah


Erev_pesah

произносить, наливать, обмакивать

Erev_pesah


Erev_pesah


с пасхальными историями и песнями

Erev_pesah




Честно говоря, больше подошла бы книжка с картинками,

Erev_pesah

да и то едва ли возымела бы.

Дедульки-бабульки, как дети, болтают, ссорятся, нетерпеливы и не сдержаны, звенят мобилками и тут же: "громче, микрофон!"
(а в праздник, как в шабат, нельзя ничего включать), щелкают вспышакми (ну и я под шумок, мельком и без вспышки),
торопят побыстрей переходить к угощениям.
Кто работал со стариками, знают, школьников проще урезонивать, а тут же приходится с церемониями:
"- Кто постарше, угомоните их! человек специально из Иерусалима приехал" - на самых расшумевшихся.

Раввина такого же прислали старенького, почтенного;
смирившись с тяжкой задачей, дедушка провел все положенные по сценарию действия,
с пониманием к людским несовершенствам.

Пасхальное Блюдо участникам не доверяют - проверено предыдущей практикой, не выдерживают
регламента, берут ритуальные компоненты беспорядочно.

При том, что рав старше многих из присутствовавших - насколько разительно отличие: живой ум, снисходительность,
выдержка, твердости уже не достаточно, чтоб увлечь и держать беспокойную аудиторию,
но по силам провести многочасовый вечер хотя бы для тех кто слушал.

Зачем возятся с не воспринимающими?

Erev_pesah


Одна-две заповеди уже все меняют (всм исполнение их).
Даже такие, слабые рассудком, чуждые традициям - считаются достойными заботы. Хотя бы пришли,
пусть даже не полностью осознавая ради чего (или ради трапезы), почитается за благое дело приобщить
несведущих к общему контексту.

Но это Хабад таким провсетительством увлекается.
К лишенным сантиментов ортодоксам не заявишься одетым не по форме, не то что с мобилкой в шабат.
Вот и остаются старички неохваченными, кроме редкого праздничного мероприятия.


Считается не полностью доказанным, что самый злокозненный из евреев, Альцгеймер, задерживается с визитом к
тем, кто ведет активную мыслительную деятельность, но корелляция прослеживается.
Любая аналитическая работа благотворна, хоть бы и на ниве мракобесия герменевтики
религиозных текстов.
Иначе - плачевное зрелище. Суждения запальчивы как у подростков, способности к осознанному диалогу угасают.
Хаотического поглощения новостной массы и азартного перевирания подхваченных убеждений
недостаточно для сохранения ясности рассудка.




[Египтяне знали про прецессию? Дебри для дотошных.]

Одна их важнейших астрологических и астрономических метафор в библии имеет отношение к эрам, или векам (Age).
Что бы понять это мы должны ознакомиться с тем, что такое "прецессия" или предварение равноденствий.
Древние египтяне, как и более ранние культуры, знали, что приблизительно каждые 2 150 лет солнце вставало утром, в день весеннего равноденствия, в новом созвездии зодиака. Они называли каждый период в 2 150 лет эрой (Age).
В этом цикле созвездия идут в обратную сторону по сравнению с нормальным годичным циклом.
На то что бы прецессии прошли через все 12 знаков, уходит примерно 25 765 лет. Это так называемый "Платонов год".
С 4 300 года до н.э. по 2 150 года до н.э., была Эра Тельца. С 2 150 года до н.э. до 1го года н.э. была Эра Овна,
а с 1го года н.э. до 2 150 н.э. находится сегодняшняя Эра Рыб.


Рассказывая о древнеегипетской астрономии, я знаю, что рано или поздно мне придется объяснять слушателям непростое явление прецессии
. Они испытывают большое облегчение, когда я справляюсь с этой задачей меньше чем за тридцать секунд. Я просто говорю им, что прецессия - это очень медленное колебание оси нашей планеты с периодом в 26 000 лет.
Для наглядности я прошу представить вращающийся волчок, и они быстро понимают общий смысл явления.
В голову сразу же приходит следующий вопрос: знали ли египтяне о прецессии? И - что еще важнее - следили ли они за прецессей на протяжении столетий, получив возможность вычислить ее период? Египтологи и большинство специалистов по истории науки решительно отметают такую возможность.
Однако другие не столь уверены в ответе. Лишь меньшинство убеждены, что прецессию открыли не греки, а египтяне, причем на много столетий раньше.
... вплоть до четвертого века до н. э., когда в Египет пришли греки, в стране не существовало серьезной астрономической науки, настаивают египтологи.
Может быть, в таком пренебрежительном отношении к египетским звездочетам виновато укоренившееся мнение, что всей наукой и философией мы обязаны грекам?
Даже если не принимать во внимание предвзятость, в этой аргументации есть серьезный изъян. Египтологи утверждают, что египтяне получили знания по астрономии от греков, тогда как сами греки говорят об обратном. Так, например, великий Платон не переставал восхищаться мудростью египетских жрецов, проводивших ночи в наблюдении за звездами[15]. ....

А как быть с открытием прецессии? Может, кто-то из греческих ученых дает понять, что это явление открыли не греки, а древние египтяне? По крайней мере, один такой человек есть. Обычно открытие прецессии приписывают Гиппарху Родосскому (ок. 127 года до н. э.), однако такой великий ученый, как Прокл Диадох из Ни-кеи (410-485 годы н. э.), убеждает нас, что это не так и что пальма первенства в этом вопросе по праву принадлежит египтянам.
"Пусть знают те, кто верит, что звезды поворачиваются вокруг полюсов Зодиака на один градус к востоку за сто лет, о чем было известно Птолемею, а до него и Гиппарху… что еще египтяне рассказали Платону о движении неподвижных звезд. Потому что они использовали предыдущие наблюдения халдеев, сделанные задолго до них с тем же результатом, получив указания богов перед выполнением наблюдений. И они не один, а множество раз говорили… о смещении неподвижных звезд"[20].
Но насколько информированным был Прокл? Во-первых, следует отметить, что он не дилетант. И особенно в том, что касается сочинений Платона. Поэтому его утверждение, что египетские жрецы познакомили Платона с тайнами прецессии, имеет под собой основания.
...
Если это действительно так - для противоположной точки зрения нет никаких оснований, - то очень трудно, почти невозможно предположить, что внимательные египетские звездочеты на протяжении многих поколений не замечали явного смещения неподвижных звезд, вызванного прецессией.
Возможность того, что прецессия была известна древним египтянам, впервые серьезно рассматривалась в конце 20-х годов XIX века французским астрономом Жаном-Баптистом Био, членом Французской академии. Био был убежден, что жрецы Древнего Египта не только знали о прецессии равноденствий, но и отслеживали ее на протяжении столетий:
"…они были способны, даже в течение нескольких лет, определить, что с течением времени точки восхода и захода звезд меняют свое место на горизонте по отношению к земному ландшафту. Таким образом, они могли подтвердить общее непрерывное смещение всей небесной сферы относительно линии меридиана, то есть наиболее заметный эффект прецессии равноденствий"[23]....
Не так давно русский астроном доктор Александр Гурштейн, вице-президент секции истории астрономии Международного союза астрономов (IAU), всем своим научным авторитетом поддержал гипотезу, что древние египтяне знали о смещении точки весеннего равноденствия по отношению к неподвижным звездам и, следовательно, знали о прецессии равноденствий[25]. Эти же взгляды высказал итальянский астроном Джулио Магли, адъюнктпрофессор кафедры математики Миланского политехнического института[26]. Далее американский астроном Э.К. Крапп, известный своим скептицизмом, не отверг с ходу эту гипотезу:
"…косвенные свидетельства указывают, что знание о смещении точек равноденствия может быть очень древним, поскольку мы обнаружили - по крайней мере в Египте - ряд культов, иконография и интерес которых сосредоточены на двойственности быка и овна в соответствующие периоды для созвездий Близнецов, Тельца и Овна в прецессионном цикле равноденствий"[27]....
Тем не менее Крапп счел необходимым добавить, что "одно дело, знали ли египтяне о прецессии, а другое - реагировали ли они на нее"[28]. За время, прошедшее с момента написания этих слов, исследования подтвердили, что древние египтяне действительно реагировали на прецессию, изменяя главную ось многих храмов, чтобы они были ориентированы на восход Сириуса. Нам известно по меньшей мере три таких примера, где корректировка проводилась на протяжении сотен лет: храм Сатис на острове Элефантина, храм Исиды в Дендере и храм Гора на холме Тота в окрестностях Луксора.





"Где чувства господствуют - там вожделенье,
А где вожделенье - там гнев, ослепленье,
А где ослепленье - ума угасанье,
Где ум угасает - там гибнет познанье,
Где гибнет познанье, да ведает всякий -
Там гибнет дитя человечье во мраке!
А тот, кто добился над чувствами власти,
Попрал отвращенье, не знает пристрастий,
Кто их навсегда подчинил своей воле -
Достиг просветленья, избавясь от боли,
И сердце с тех пор у него безпорочно,
И разум его - утверждается прочно.
" Бх-Г(с)




Хаг песах самеах! חג פסח שמח!
Tags: Наши_праздники, Песах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →