Rimon Lusi (fotovivo) wrote,
Rimon Lusi
fotovivo

Category:

Пешком по Алфавиту

"В" или "на" "Д" ?

Выбираю эпизод на конкурс от РОСМЭН







[ Кар и Тинка]
ВЕСЁЛЫЙ ВЕРТОЛЁТИК


Новый день начался с неожиданности.
Тинка проснулась в воздухе .
То есть не совсем в воздухе: она по прежнему лежала в своем круглом гнездышке, но сама постель плавно летела над землей.
Не сама по себе летела – ее поднимал за веревки серебристый вертолетик. Вертолётик урчал пропеллером, который вращался так быстро, что казался прозрачным сверкающим кругом.


Летели они высоко – выше верхушек деревьев. Тинка даже вздрогнула, взглянув вниз, но потом ей стало интересно. Сверху так здорово все видно! Тинка, уже не робела. Она приподнялась над бортиком и стала с восторгом разглядывать проплывающие под ними лужайки, тропинки, купы деревьев. Вертолётик сделал круг. - Ой, а вот поляна с арбузной горкой! Малышка помахала рукой Арбузу, он в ответ повертел хвостиком.
Вот мелькнул знакомый овраг - суровые каменные башни АЗБУКА сверху выглядели игрушечными и совсем не страшными, - а вертолетик отправился дальше.
Теплый ветер навстречу заставляет Тинку щуриться; шарфик норовит вырваться, упорхнуть вслед за потоком.
Внизу замелькали невзрачные щербатые валуны. Зелень исчезла, вокруг только серые каменные осыпи. Через некоторое время вертолётик опустился на вершину скалы.
Тинка огляделась: блеклая пыльная площадка, голый щебень - ни деревьев, ни кустов, ни даже травы. Собралась побегать, размять ноги - место оказалось не слишком просторным, со всех сторон отвесные склоны.
Вдали, в утренней дымке, едва виднелись другие вершины.
Малышка почувствовала себя неуютно.
Как отсюда выбраться? Она взглянула на Вертолётик. Он сиял на солнце и улыбался.
- Зачем мы сюда прилетели?
- Я привожу буквы, когда они нужны в каком-нибудь слове. Здесь будет собираться новое слово!
- Как здорово! А я уже две буквы знаю.., - Тинка не успела договорить, как Вертолётик зарокотал мотором, винт начал вращаться.
- Мне пора, лечу за следующей буквой!
- Подожди! А как же я? Забери меня отсюда!
- Пожалуйста! Забирайся в кабину.
Тинка подбежала к Вертолёту, хотела залезть внутрь... но двери нигде не было.
Она провела рукой по верхней округлости, похлопала нижнюю - бока были совершенно гладкие, с прозрачными оконцами, но без единой щели.
- Скажи букву! - послышалось в шуме двигателя.

Тинка растерялась. Первые две буквы вообще-то произнеслись случайно.
А что делать сейчас? Она понятия не имела, как надо искать буквы.
- Извини, не могу задерживаться, – Вертолётик начал нетерпеливо подрагивать: – У меня сегодня много работы, – он быстро завертел лопастями, оторвался от земли и улетел.
Тинка осталась одна на пустынной площадке. Глянула с обрыва – спуститься было совершенно невозможно. Она села на край невысокого карниза и стала болтать ногами, не зная, что предпринять. Прошло много времени, солнце поднялось и стало припекать.
Вдруг послышался знакомый рокот и вдали показался сверкающий круг.
Тинка обрадовалась, даже запрыгала.
Вертолёт привез букву А. Ту самую, на которой крошка спала в первую ночь. «А» стала рядом с «Б». Вертолётик чуть передохнул и опять собрался улетать. Тинка бросилась к кабине: увы, входа по прежнему не было. Малышка снова осталась одна.
На этот раз она даже не была уверена, вернется ли машина снова.
«Б». «А». – Это слово или не слово?


Уже и на вечер повернуло. Подуло холодом. Тинка озябла.

Он все-таки прилетел. Привез еще одну «Б».
От холода и страха остаться одной на ночь у Тинки дрожали губы. Она хотела позвать Вертолётик, но у нее вышло только:
-В-в-в-в..
- Правильно, буква В открыта!
Из нижней округлости откинулась дверца, по ней как по трапу Тинка забралась в кабину. Внутри было тепло. Последний раз она выглянула через верхнее круглое окошко и крепко заснула.

_______________________________________

Интерактивная часть

День Варенья буквы В

Ватрушки, вареники, вафельные сердечки - "всамделешние" или игрушечные, из пластилина: отличное угощение для именинницы!

А если вы умеете делать игрушки из воздушных шариков, то В-вертолетик получится совсем замечательно.
Можно ограничится и просто вырезанной из плотного картона буквой.

В гости к В пришли Велосипед и Ведёрки-на-коромысле (небольшие игрушки, объемные или плоские модели), подарили имениннице два расписных веера и открытку с воробушком
– ищем среди домашних предметов: - кого еще можно позвать на угощение? :)


: * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : * : *



ДОМИК за ДОЛИНОЙ

Тропинка поднималась в гору; следы тинкиных сандалий отпечатывались в теплой пыли.
Пушистые солнышки одуванчиков рассыпались по полю. "Кашка" пастушьей белела по обочинам.

Горький запах полыни отступал в низину. А из ближайшей рощи повеяло медовым аромат белой акации.
Тинка успела прийти в себя после утреннего происшествия и стала с любопытством осматриваться.

За рощей тропинка повернула и малышка замерла, затаив дыхание: будто нежно-розовое кружево на вершине холма раскинулся цветущий сад,
волшебно-очаровательный на фоне глубокого синего неба.

Тропинка взбежала по склону и запетляла меж яблонь и персиковых деревьев. Стволы до половины побелены - казалось они вышли на праздник в нарядных чулочках.

Место действительно замечательное, как и обещал Вертолётик.
Меж цветочными лепестками носились пчелы, дрожа бархатистыми брюшками. О чем-то своем щебетали птицы. Свежая зелень манила поваляться в тени деревьев.
Но Тинке было интересно, что там дальше, она решила пройтись еще.
Неожиданно деревья кончились. Девочка вышла на открытое пространство.

На пригорке стоял чудесный домик. Гладкий, блестящий, молочно-белый - ну прямо игрушечка! Из трубы вился легкий дым.
Дорожка вела к самому порогу.
Тинка поднялась на ступеньку сбоку. Заглянула в окошко.
Внутри оказалась небольшая чистенькая комната: плетеный коврик у порога, на столе ажурная салфетка, напиток в запотевшем кувшине, рядом вазочка с румяными пирожками.
Запах свежей сдобы пробивался наружу. Малышке захотелось войти, попить из кувшина, попробовать пирожков, отдохнуть на кресле-качалке – она заприметила такое около печки.
Тинка обошла домик, поднялась на порожек с другой стороны – дверей опять нигде не видно. Стены глянцевые, сияют белизной - зацепиться не за что.
Постучала в окошко и услышала знакомое:
- Назови букву !

Тинка была озадачена. Как находить нужную букву она по прежнему не знала.

Домик опирался на крайние ступеньки как на подставки. Малышка даже пролезла снизу, но ничего интересного там не нашла.
Села на порожек и задумалась; - вчера и сегодня утром ей просто повезло,
запинаясь, она только начинала произносить слово и застревала на первом звуке. Каком?
Первый раз она хотела позвать Вертолетик, потом – Гвоздь.
Может позвать домик как-нибудь так же... как-будто заикаясь ?
Здешним обитателям это почему-то нравится.
Тинка попробовала изобразить "застрявший звук"..
- Д-д-д-д.. не успела она продолжить, как …

- Д-д-дрынь-д-д-дынь! Д-д-дрынь-д-д-дынь!
На тропинку выскочило нечто грохочущее и скрежещущее, в дыму и копоти, на двух колесах - одно большое и тонкое, другое маленькое с толстой покрышкой; огромная фара впереди мотается из стороны в сторону.
- Здддравствуй дддевочка!
- А ты кто? - Тинка была так ошарашена, что даже забыла поздороваться в ответ.
- Я - Драндулет! Хочешь прокачу? - Драндулет взбрыкнул задней частью, весь затрясся и зачихал едким выхлопом.
- Привет, Драндулет. Нет, спасибо, в другой раз!

Тинка встала перед домиком и громко, уверенно произнесла:
- Буква Д!
Раздался мягкий звон и домик распахнул дверь:
- Буква Д открыта!
Тинка заплясала от радости – вот оказывается какой секрет!
- Д-д-д-дом! В-в-в-вертолет! Б-б-б-барабан!
Она прыгала на одной ножке, называя знакомые буквы.
«А» оказалось можно вообще – петь: - Аааааа!
Тинка так напелась и напрыгалась, что заснула, едва опустившись в кресло, с надкушенным пирожком в руках.


____________________________________________________________

Интерактивная часть

Собрать объемную модель домика буквы Д из картона или сшить из открыток – это просто: плоская коробочка с окошками вверху, на прямоугольном бруске и два брусочка-кубика снизу.

Ребенок еще не научился различать мелкие детальки, которыми отличаются буквы; первая задача – обратить его внимание на особенности "архитектуры" каждой буквы: сочетание палочек, перекладин и кружочков.

Легче всего дети учатся друг от друга - то, что другие делают как само собой разумеющееся - схватывают влёт.
"Я гружу автобус .. дровами!", "Я гружу автобус .. .. дымом!" - "Нельзя дым грузить, он не предмет!" - спорят дети постарше. "Я гружу автобус ... дурами!", ничего, бывает =)
А малыш слушает и на ус мотает, пока еще не участвует – но сколько полезного узнает даже из такого коротенького эпизода: - оказывается предметы могут делиться на классы "то, что можно взять в руки и что нельзя".
И вот, чуть погодя, вставляет робкое "Я гружу автобус.. девочками..?", когда уже все выдохлись. "Молодец, ты в нашей команде!" – это такой мощный стимул, с которым никакие домашние похвалы не сравнятся.
Важен искренний азарт участников – дети играют "всерьез"!
Mожно, конечно, и в семейном кругу попробовать игру "в города" -"Москва-Астрахань-Новгород" и тп, хорошо, если еще и удастся изобразить неподдельный интерес к этому занятию =)
Но игровой опыт, получаемый детьми от старших ребят, друг от друга – этот опыт общение со взрослыми не заменит.

Не настаивайте и не побуждайте ребенка находить “на какую букву слово”, если он не делает этого сам. Он должен быть готов к звуковому анализу.
Пусть просто привыкает к идее, что слово состоит из звуков, что отдельные, разные по смыслу слова могут быть чем-то похожи - начинаться одинаково.
Не грузите малыша теорией – достаточно пока заронить нужное представление – для того и сказка =)



Какой посоветуете?


..............................................

Послучаю весны - анемончиком не похвалиться :)

Tags: babuŝka_13, конкурсное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →